Соло для души

19 марта во Дворце Алфераки состоится сольный концерт лауреата всероссийских и международных конкурсов 15-летнего автора-исполнителя Кирилла Михайлова-Хмарского. В программе прозвучат романсы, фольклорная музыка разных стран и народов, авторские сочинения.

Таганрогская школа искусств за полвека своей жизни выпустила в свет свыше пяти тысяч учеников. Ещё свыше 700 человек учатся в ней сегодня. Но такого, как Михайлов-Хмарский  здесь до сих пор, кажется, ещё не было. Конечно, единственным и неповторимым является каждый. Однако уникальность этого юноши проявляется особенно ярко.

В Детскую школу искусств он поступил в три с половиной года — на подготовительное отделение, где малыши слушают музыку и рисуют. За это спасибо бабушке с дедушкой, оценившим его чувство ритма и музыкальность. Через два года, в пять с половиной, начал учиться играть на фортепиано; его бессменный педагог – Карина Ервандовна Греб.

Второй педагог у Кирилла в школе искусств – Ирина Игоревна Черкасова; с ней он освоил клавишный синтезатор, научился делать аранжировки. С 12-и лет и сам пишет музыку. Так, ему понравилась песня «Мама». Слова и музыка – Юрия Мельничука. Михайлов-Хмарский слова Мельничука положил на собственную музыку. Результат превзошёл все ожидания: всем слушателям второй, соавторский вариант в исполнении Кирилла понравился больше авторского.

Мама для Кирилла – не только его муза, она лучший друг. Хотя журит и критикует она его больше, нежели хвалит и восхищается. Сама весьма успешно в своё время занималась и спортом, и танцами. Правда, возможной спортивной или сценической карьерой пожертвовала  ради семьи. Теперь, понимая, как никто другой – как трудно сыну реализовать себя, раскрыть свой дар, объясняет ему, что таланта для успеха недостаточно: надо любимому делу отдавать все свои силы.

В 2014 году в Азове, на конкурсе-фестивале искусств «Национальное достояние» 12-летний пианист Кирилл Михайлов завоевал гран-при. После чего некоторое время не участвовал в конкурсах, но при этом завидовал тем, кто участвовал и побеждал… А потом пришли новые победы…

Лауреат всероссийских и международных конкурсов не отказывается и от участия в конкурсах творчества учащихся, которые проводятся в лицее № 28, где он получает общее образование. Так, в конце прошлого учебного года Кирилл Михайлов-Хмарский победил в таком конкурсе как музыкант и композитор.  Прошлым летом у 14-летнего пианиста и автора-исполнителя состоялся сольный концерт в Доме Чайковских. Провела его заведующая фортепианным отделением школы искусств Ольга Леонидовна Клушина. Успех концерта был столь очевиден, что вскоре прошёл и другой – в Концертно-выставочном зале Чеховской библиотеки. Заинтересованное внимание к его творчеству многих людей помогло музыканту поверить в себя, в свои силы. Вера в него окружающих окрыляет Кирилла.

Свои музыкальные сочинения Кирилл Михайлов-Хмарский пишет как для фортепиано, так и для аккордеона. Параллельно, по самоучителям, осваивает несколько инструментов; среди них – аккордеон, балалайка, мандолина, духовая флейта «Мелодика», баян.

– Мне учитель истории принёс два баяна. Один – в дар, другой – в ремонт. Пока ремонтировал, нужно было как-то проверять работу. Ну, я и научился несколько песен играть, – объясняет мальчик.

Вообще с представителями старших для него поколений Кириллу  проще, чем со сверстниками. Но к его увлечению музыкой и музыкальными инструментами даже старшие относятся не всегда положительно, особенно  лицейские учителя. И Кирилл понимает, почему – он и сам замечает, что на уроках частенько «улетает» мечтами в мир музыки.

Если же вернуться из мечтаний в реальность, здесь у Кирилла, наряду с музыкой и её сочинением  есть ещё много увлечений: реанимация старых, казалось бы, умерших музыкальных инструментов, создание новых, настройка музыкальных инструментов, их коллекционирование. Эти увлечения появились три года назад.

— В филиале № 12 Чеховской библиотеки проходила серия концертов, которые вёл Евгений Павлович Маглис. И он пригласил меня принять участие в одном из них. Тема была «Струны души». Но тогда ни на гитаре, ни на чём струнном я не умел играть. Поэтому решил изготовить гусли. Мне в этом помог учитель технологии (труда – ред.).

Нынче преподаватель технологии для Кирилла – учитель, друг и благодетель: он предоставляет в распоряжение юного музыкального мастера необходимые станки и оборудование, помогает с выбором дерева для корпуса, грифа и планок, с подбором лака и во многом другом.

А первый и главный для Кирилла помощник и учитель – дедушка:

– Он – гитарист, в прошлом известный в Таганроге музыкант, — объясняет внук. — И в ремонте гитар мастер.

На сегодня в коллекции Кирилла  уже свыше полусотни музыкальных инструментов. Три из них – те самые гусли и две балалайки – сделаны его собственными руками. Остальные в большинстве своём  возвращены Кириллом к жизни. Больше всего – струнных: виолончель, скрипка, гитары, балалайки, домры…

А ещё Кирилл пишет прозу и стихи. Его сказки – о музыкальных инструментах. Особенно берёт за душу та, что повествует о старом рояле, который оказался никому не нужным. У настоящего писателя его лучшие произведения всегда в чём-то автобиографичны. Этот удивительный подросток переживает, опасаясь своей недостаточной востребованности. Любой взрослый человек, хорошо знающий Кирилла, может сказать, что, очевидно, у этого музыканта – большое будущее. Но сам Кирилл в этом весьма сомневается, а поскольку без музыки жить не может – страхуется профессией настройщика инструментов.

Он очень похож на Андерсена. Не только душой и творчеством, но даже и чисто внешне. Недавно Кириллу исполнилось 15. Самое время «расправлять крылья». Ему, пожалуй, повезло несравненно больше, нежели Гансу Христиану Андерсену: тот явился лебедем среди домашних уток. А Кирилл растёт в лебединой стае.

Правда, этого пока ещё почти никто не понял. Значит, ещё не время…

 

Антон САХНОВСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *