Битва за тариф: сколько платить за вывоз мусора?

Осталось буквально несколько дней до начала нового 2019 года, когда во всех муниципалитетах области должна «заработать» мусорная реформа. И конечно никто не против цивилизованного обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), но всех волнует вопрос — во сколько обойдется потребителям эта новая коммунальная услуга. Работа эта идет уже несколько месяцев, даже рассматривалась на встрече с губернатором области. Руководитель Региональной службы по тарифам (РСТ) Алексей Лукьянов считает, что Ростовская область готова к мусорной реформе и откладывать ее не будут. Чиновникам удалось сформировать прогнозные тарифы, которые 20 декабря были представлены на заседании Общественного Совета при РСТ.

По словам Лукьянова, его ведомству пришлось решать непростую задачу — обеспечить баланс интересов потребителей, в первую очередь населения, и региональных операторов. Дело осложнилось тем, что тариф на коммунальную услугу по обращению с ТКО устанавливается впервые и сама эта деятельность будет осуществляться по новым требованиям.

За последние три месяца из восьми региональных операторов РСТ удалось утвердить тариф только Новочеркасскому МЭОК — ООО «Экоград-Н», о деятельности которого было больше всего информации. Если раньше в тариф входили только расходы на перевозку мусора, то теперь в него включены помимо транспортных расходов (до 85%) еще и другие расходы (расходы на захоронение на специализированных полигонах— до 15%, банковская гарантия -менее 1%). Но и этот тариф подвергся проверке Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и прокуратуры Ростовской области по жалобе регоператора. В результате в РСТ пришло предписание провести дополнительный анализ услуг, включенных в расходы на транспортировку — структуру затрат возчиков, которые осуществляют перевозки ТКО по договорам с регоператором. По мнению ФАС, тарифы на 2019 год должны устанавливаться с учетом данного предписания.

РСТ добросовестно предписание исполнило и пересчитало тариф регоператора Новочеркасского МЭОК на 2019 год в большую сторону с 499 руб/куб. м до 548,96руб/куб.м., выделив отдельно из структуры расходов на транспортировку собственные расходы оператора (договорная работа и работа административно-управленческого персонала).
Остальные региональные операторы опыта работы на своих территориях и достоверной информации о предстоящих расходах не имеют. Кроме того, по законодательству основами ценообразования в сфере ТКО определено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки регоператора, объемов и схем потоков, определенных территориальной схемой обращения с отходами. Это базовые требования. Такая схема утверждена Минприроды Ростовской области.

И вот тут оказалось, что подготовленный чиновниками основной документ для тарифообразования — территориальная схема существенно отличается от объективной реальности. Например, по схеме Морозовского МЭОК указано, что отходы перемещаются из города Морозовск на полигон в городе Волгодонск, расстояние перемещения мусора указано на 1-2 км., что явно не соответствует действительности. При этом не учтено, что в Морозовске есть свой полигон. Не менее странная ситуация в Волгодонске. Учтено расстояние перевоза мусора порядка 28 км., но при этом в территориальной схеме не учитывается наличие трех существующих полигонов в расположенных рядом муниципальных районах, что очевидно снизило бы «плечо» транспортировки и соответственно расходы. В Миллеровском МЭОК указан полигон в городе Миллерово, который в настоящее время не эксплуатируется и не имеет лицензии. То есть туда невозможна транспортировка. Неклиновским МЭОК указан в качестве объекта транспортировки мусора полигон Аксай, который официально отказывается и говорит о невозможности принятия соответствующего количества отходов из Неклиновского района и Таганрога. Есть нестыковки по территориальной схеме и у Мясниковского МЭОК (Ростов-на-Дону и Мясниковский район). Там тоже указано, что отходы перемещаются на полигон Аксай, фактическая же транспортировка планируется на площадках временного хранения в Ростове. Разного рода нестыковки по территориальной схеме, по мнению чиновников РСТ, присутствуют во всех МЭОК, кроме Новочеркасского.

По словам чиновников РСТ, учитывая противоречия территориальной схемы и предписание ФАС, ими была запрошена информация о расходах у возчиков. Но оказалось, что услуги на транспортировку формируются рыночными механизмами. Государственного регулирования этой деятельности до сих пор не было и транспортировщики по большей части не обладают информацией и систематизированными данными для определения себестоимости. Тем не менее в процессе анализа чиновниками РСТ было выявлено, что один из регоператоров — «Экоград-Н», обслуживающий Новочеркасский МЭОК, осуществлял деятельность по сбору и вывозу ТКО. Соответствующие данные были запрошены, проведен анализ расходов по результатам работы предприятия в 2017 году. Анализ показал, что деятельность регоператора в качестве перевозчика была прибыльной с рентабельностью до 9%, но при этом в затраты были включены расходы, которые согласно основ ценообразования не должны относиться на себестоимость работы регоператора. Это затраты, связанные с содержанием мест накопления ТКО (контейнерные площадки) и на захоронение отходов, учитываемые отдельно.

В целях определения стоимости транспортировки (а только эту часть в тарифе можно уменьшить) у регоператора данные затраты были исключены. Провели расчеты на объем отходов, который перевез Новочеркасский оператор в 2017 году и определили стоимость транспортировки с рентабельностью 5%, что соответствует установленному размеру предпринимательской прибыли в основах ценообразования регулируемых организаций.

Формулы в методике определения расходов на транспортирование предусматривают их зависимость от «плеча» (т. е. расстояния перевозки мусора). «Плечо» посчитали следующим образом: по мнению РСТ условия, в которых работал в 2017 году Новочеркасский регоператор, так как обслуживаемая им территория была меньше, ближе всего сейчас подходят к условиям работы Мясниковского МЭОК. Это расстояние перевозки отходов где-то около 13 км. По новой территориальной схеме Новочеркасского МЭОК, по уверению РСТ, удалось достаточно точно расчитать среднее «плечо» транспортировки мусора в 2018—2019 годах — 24 км. Таким образом, получили два тарифа на транспортировку — один для Мясниковского МЭОК, другой — для остальных регоператоров. С учетом этих данных и были рассчитаны прогнозные тарифы. Кроме того, РСТ проводился анализ и со стороны рыночных конъюнктур цен на аналогичные услуги на торговых площадках. Выяснилось, что тариф Новочеркасского МЭОК оказался одним из самых низких. По Мясниковскому МЭОК тариф совпал с действующей ценой на транспортировку, которую осуществляет ростовский перевозчик АО «Чистый город». Отдельно рассчитаны тарифы на захоронение ТКО.

Все региональные операторы не согласились с прогнозными тарифами РСТ, в том числе их не устраивает ни размер «плеча» в формуле, ни посчитанные собственные расходы оператора. Они заявили РСТ твердое намерение отстаивать заявленные ими тарифы на встрече с губернатором. Наибольшие коррективы тарифа обнаружил региональный оператор Неклиновского МЭОК (обслуживающий Таганрог и прилегающие сельские районы). Его расчетный тариф на оказание услуг по обращению с ТКО урезан РСТ втрое: с 1778,25 руб/куб.м. до 561,74 руб/куб.м. При этом уже сейчас понятно, что заложенное в тарифе РСТ «плечо» в 24 км. никак не соответствует тому расстоянию, на которое ООО «Экотранс» придется возить мусор в реальности, а значит не только прибыли не предполагается, а изначально заложен убыток. В РСТ эту ситуацию понимают, но сделать пока ничего не могут: слишком большого роста нагрузки на население допустить невозможно. По информации Алексея Лукьянова, сейчас в федеральном правительстве рассматриваются разные варианты помощи регионам. В том числе, возможно, разрешат временно использовать закрытые полигоны, расположенные поближе.

P.S. Когда этот материал был уже готов к публикации, «Новому курьеру» стало известно, что ежемесячная плата для жителя МКД г.Таганрога составит 145,22 рубля, а для жителя частного сектора — 147,63 рубля. Тариф, установленный РСТ (постановление № 85/124 от 20.12.2018 г) составил 578,94 рубля.

Ирина ТРОФИМОВА

 

 

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (918) 895-78-18 (Viber, WhatsApp).
Звоните, если хотите предложить интересную тему или задать вопрос представителям власти.
Подпишитесь на нашу группу в Инстаграмме.
Наше издание в соцсетях: ОдноклассникиFacebookВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *