Больная тема : Фельдшер или врач?

«Никак не могу попасть к врачу у нас в поликлинике на улице Пальмиро Тольятти. О хирурге уже не говорю, запись на месяц вперёд. Но даже к участковому терапевту не могу взять талончик уже неделю. А в медицинских передачах по телевизору всё время повторяют: следите за своим здоровьем, своевременно обращайтесь к врачу… Как это у нас сделать? Ссылаются на нехватку врачей. Теперь, говорят, вместо врачей в поликлиниках больных будут принимать фельдшеры. Это правда?»

(Звонок в редакцию)

За разъяснениями редакция обратилась к главному врачу городской поликлиники №2 Ю.Б. Иванову.

Юрий Борисович, скажите, пожалуйста, обоснованы ли опасения наших читателей? Действительно ли фельдшеры заменят врачей?

Не совсем так. О полной замене врачей речь не идёт, но работа по организации фельдшерской службы поликлиники действительно проводится.

Почему и кем принято такое решение?

Вообще-то ничего нового в этом нет. По всей сельской местности так и практикуется: фельдшер обслуживает и детей, и взрослых. Он знает всё, что нужно знать на первичном уровне. Фельдшеры также работают самостоятельно на скорой помощи, в цеховых здравпунктах. Для поликлиник Таганрога это пока непривычно.

Фельдшерскую службу у нас стали организовывать на основании приказа Министерства здравоохранения РФ от 23 марта 2012г. № 252н. В нём утверждён, привожу дословно, «порядок возложения на фельдшера, акушерку отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические и психотропные лекарственные препараты».

Безусловно, связано такое решение с острой нехваткой врачебных кадров. Для примера возьму нашу поликлинику. Она оказывает медицинскую помощь 120 тысячам жителей города. Состоит из пяти обособленных амбулаторно-поликлинических подразделений. У нас в структуре 65 терапевтических участков и пять участков врачей общей практики. Укомплектованность врачами – 50%, из них около половины – люди пенсионного возраста. Перспектива укомплектованности врачами ничтожна. Но ведь не все обязанности должен выполнять только врач, значительная часть их может быть возложена на фельдшера. Если мы организуем как следует фельдшерскую службу, это поможет даже в условиях кадрового дефицита обеспечить плановую стабильную помощь населению.

Когда в поликлинике приступили к этой работе?

В 2014 году. Сейчас у нас восемь-десять фельдшеров, цифра эта плавающая, так как люди приходят, уходят. Пока идёт стадия организации. Много времени ушло на согласование вопросов, которые не были оговорены приказом. Например. Приезжает фельдшер по вызову на дом к пациенту, у него температура 38,2, ОРЗ, его нужно освободить на время болезни от работы, но о праве на выдачу больничного листа фельдшером в приказе не было сказано. Получается, что следом за фельдшером по тому же адресу должен идти врач, чтобы выписать больничный лист. Теперь этот вопрос решен.

Какую работу конкретно вы намерены доверить фельдшерам и как будет организовано их взаимодействие с врачами?

Это я рассказываю каждому фельдшеру при приёме на работу. У нас есть три направления для работы фельдшеров. Первое – заместительство участкового врача – терапевта на участке. Фельдшер ведёт самостоятельно участок. Это диспансеризация, практическая работа, приём первичных больных, лечебная работа, выписка рецептов. В принципе – то, чему человека учили в медицинском колледже четыре года. Второе: неотложная помощь. Как сказала министр здравоохранения области Татьяна Юрьевна Быковская, в каждой поликлинике должны быть организованы кабинеты неотложной помощи. У нас пока ещё мало кто знает, когда нужно вызывать скорую медицинскую помощь, а когда неотложную, и люди даже удивляются: «А разве это не одно и то же?» Нет, это две разные службы. Неотложка организуется при поликлинике и состоит из участковых врачей (фельдшеров). Эта служба аналогична вызову врача на дом и функционирует только в рабочее время. Её вызывают, если нет угрозы для жизни пациента, но по своему состоянию здоровья он не может прийти в поликлинику. Если фельдшер видит, что положение пациента тяжёлое, то он сообщает об этом участковому врачу и вызывает скорую помощь, если требуется госпитализация. А скорую помощь вызывают в тяжёлых случаях, в экстренных ситуациях, которые требуют немедленного вмешательства: аварии, травмы, острые состояния и т.п. Эту помощь оказывают специальные бригады, которые относятся к подразделению скорой медицинской помощи. С неотложной помощью фельдшеры вполне могут справиться.

И третья возможность работы для фельдшера – это кабинет доврачебного приёма. Когда человек ощущает недомогание, но нет талона к врачу на ближайшие дни, то он может зайти в кабинет доврачебного приёма. Чаще всего человеку надо померять давление, посоветоваться по поводу своей хронической болезни. Для этого врач и не нужен. Но если фельдшер увидел признаки, к примеру, аппендицита, то он немедленно обращается к хирургу, и уже врач осматривает больного, и дальше решается вопрос с госпитализацией.

Фельдшеры должны быть хорошо подготовлены. Как наш медицинский колледж справляется с подготовкой фельдшеров для самостоятельной работы?

К сожалению, наш колледж неважно справляется с подготовкой кадров. Мы принимаем выпускников на работу, не можем их оформить с испытательным сроком, так как они молодые специалисты. И всё же приходится некоторых увольнять. Чаще всего они сами понимают, что не могут справиться с работой, приходят и признаются: извините, не могу…

Мне приходилось встречать фельдшеров, которые грамотнее многих врачей.

Мы бы таких охотно приняли на работу. Сразу ощущается, например, когда приходит человек, прошедший школу «скорой помощи»: он быстро ориентируется, понимает, какие причины могут вызвать такое состояние у больного и какие меры необходимо принять. А нашим фельдшерам, приходящим из колледжа, надо ещё учиться и набираться опыта. Но – было бы желание. Конечно, ни молодого специалиста, ни фельдшера с опытом, но пришедшего впервые на данный участок, никто не поставит сразу на самостоятельный приём. Сначала они работают с участковым врачом, знакомятся со спецификой работы. Когда будет видно, что они готовы к самостоятельной работе, тогда и будет принято решение.

Какие-то помехи возникают при организации фельдшерской службы, кроме законодательных несогласованностей?

Недавно одно предприятие вернуло нам больничный лист: на каком основании подписал его фельдшер? Мы ответили, что теперь действует приказ Минздрава, фельдшер выписал больничный по установленной форме. Фонд социального страхования будет смотреть приказ и принимать решение: оплачивать его или нет. Если откажет, то будем оспаривать. Есть и гораздо серьёзнее помехи, скорее, проблемы. Поликлиника – бюджетное учреждение, у которого нет бюджета.

Мы работаем на бюджете обязательного медицинского страхования. У нас имеется тарифная карта, в ней указан тариф за приём врача и фельдшера. Тариф фельдшера, то есть стоимость оказанной им медицинской услуги, на 37% ниже врачебной. Объём посещений утверждается на год и обязателен для выполнения. Следовательно, выполнив план посещений, поликлиника получит меньше финансовых средств, а это очень приличные деньги – несколько миллионов рублей. Они остаются в Фонде обязательного медицинского страхования. Некоторые коллеги со мной спорят: нет никакого смысла вводить фельдшеров, для учреждения невыгодно, к концу года потеря может составить около 20%. Но, как говорится, из двух зол выбирают меньшее. При остром дефиците врачей мы можем тоже не выполнить плановый показатель гарантированных объёмов. Зато фельдшерская служба даёт нам надежду на организацию плановой стабильной медицинской помощи населению.

Подготовила Галина Ткаченко

фельдшер
Главный врач городской поликлиники №2 Ю.Б. Иванов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *