Леонид Стуканов: послание, которое нужно учиться читать

В Ростове-на-Дону в галерее ZHDANOV открылась персональная выставка «Граф» таганрогского художника и педагога Леонида Стуканова. На выставке представлены 12 работ из частных коллекций  живопись и графика, включая как знаменитую в искусствоведческих кругах работу «Чёрная речка», так и работы, никогда ранее не выставлявшиеся.

С организатором выставки, художником Александром Кисляковым и искусствоведом, директором Ростовского областного музея изобразительных искусств Светланой Крузе беседовала Наталья Жаркова.

– Александр, расскажите, как появилась идея проведения выставки?

– Мы не могли не провести эту выставку. Для нас, людей нашего круга, тех, кто входит в это полумифическое товарищество под названием «Галерея ZHDANOV», Стуканов – фигура абсолютно культовая. И когда мы обсуждали, с какой выставки следовало бы начать существование нашей галереи, решение было принято молниеносно и единогласно. Нам захотелось почтить его память и лишний раз напомнить людям о таком мощном и самобытном художнике.

С Лёней Стукановым лично я дружил и был близок долгие годы и в философском, и в житейском плане. Он мне очень дорог и как художник, и как человек… В моей коллекции есть одна из лучших его работ «Чёрная речка»… Это моя любимая работа. Мы были с ним в хороших и близких отношениях, и он мне её подарил. Мне показалось тогда, что ему было даже лестно, что «Чёрная речка» оказалась именно в моих руках.

1985 Стуканов 'Черная речка' к_м 70×56

– Как возникла галерея ZHDANOV? Почему она так называется?

– Галерея ZHDANOV – это ростовско-таганрогская коллаборация, товарищество художников и их друзей с близкими эстетическими взглядами. Это некоммерческая галерея. У неё нет своего помещения, нет бюджета, перед ней не стоит никаких коммерческих целей. Галерея без стен. Сегодня она находится в Ростове, на Газетном, 60, в баре «Wine Time». Завтра будет одному Богу известно где. Следите за рекламой (смеётся). Основная задача галереи ZHDANOV – представлять, по мере возможности, публике творчество художников, по каким-то удивительным причинам выпавших из поля зрения существующих арт-институций. Институций как современных, галерейного типа, так и музейного формата. Вот наша выставка Стуканова, например, это же в чистом виде музейный проект. Художник высочайшего уровня. Но пока наши музеи не займутся всерьёз творчеством Стуканова, мы будем показывать и его работы.

На самом деле, выставка «Граф» – не первая выставка галереи ZHDANOV. Первой была выставка «После Графа», мы провели её в Таганроге в феврале этого года. В зале местного отделения Союза художников. Это была выставка учеников Стуканова. Затем мы сделали там же выставку Василия Слепченко «Искусство или смерть». Так что выставка «Граф» – фактически наш третий выставочный проект. И, уверяю вас, не последний.

Название же галереи… Александр Павлович Жданов – это ростовский художник, однокурсник Стуканова, с которым Лёня учился в Ростовском художественном училище. Как и Стуканов, абсолютно не оцененный городом и миром. Картины Жданова сохранились в частных коллекциях и музеях в России и за рубежом, но их немного. Со Ждановым Стуканов дружил много лет, считал его своим учителем и состоял с ним в переписке после эмиграции Жданова в США в 1987 году. Кстати, псевдоним «Граф» придумал Стуканову именно Жданов, ещё в студенческие годы.

 Какие еще работы Стуканова, кроме «Чёрной речки», Вы выделяете?

 Мне нравятся многие его работы именно тем, что в разных работах он себя по-разному проявляет. Есть почерк, который узнается в картинах, но в то же время Лёня всегда разный. По названиям даже нет смысла перечислять его работы, потому что важнее помнить образы, цветовые решения, настроение. Для меня Леонид прежде всего – художник… художник потрясающей глубины, в которую не сразу, а может быть, даже и никогда не проникнешь. Его картины – это послание, которое нужно учиться читать. Художественный текст Стуканова написан на таком языке, который нужно изучать.

 Можно ли сказать, что Леонид Стуканов был вашим учителем?

– Мы учились в одном художественном училище, но в разные временные промежутки. Я был знаком с ним во время учебы, но близко узнал только тогда, когда переехал в Таганрог. Наши взаимоотношения нельзя назвать в чистом виде ученичеством, скорее это взаимоопыление, взаимный обмен. Любой художник, замыкаясь в себе перестает развиваться, поэтому для нас было важно делиться опытом, знаниями, эмоциями. Он понимал мои какие-то сложные построения, я ценил и видел то, что он строит и творит; что-то перенималось друг у друга сразу, а что-то откладывалось в подсознание.

 Что покажет галерея ZHDANOV после выставки Стуканова?

– У нас в планах много проектов. Они будут совершенно неожиданными, возможно, и для нас самих… Карты пока не раскрываем. Не могу сейчас поделиться планами, потому что это такой текучий процесс… всё может измениться в любой момент… ну, и есть суеверные какие-то вещи...

 Светлана, каковы ваши впечатления от выставки? Какие работы Вы выделили?

– Все работы очень достойные, и имеют собственную ценность, но у меня есть любимая работа – конечно же это «Чёрная речка». Еще одним откровением для меня стала картина «Автопортрет с Рембрандтом, черепом и девушкой», которую я увидела сегодня впервые. Мне кажется, наследие Стуканова очень важно не только для Таганрога – города, в котором он жил и работал, но и для истории нашего отечественного искусства, донского искусства. Хотя, можно сказать, что Стуканов был немного в стороне, и я не могу назвать его абсолютно актуальным художником. В то же время, он был художником вне времени и пространства. Такой «герой не нашего времени», можно сказать. Это художник, который очень требовательно относился и к собственному искусству, и к искусству своих учеников. Я лично не была знакома со Стукановым, но очень многих его учеников я знаю, поэтому для меня важно, что выставка «Граф» открылась именно в Ростове. В 2012 году вышла моя книга о неформальном искусстве художников Дона. Отдельная глава в этой книге посвящена Александру Жданову и Леониду Стуканову. Эти две яркие личности оставили неизгладимый след в истории современного неформального искусства. Я считаю, что работы Стуканова должны быть представлены в ведущих музеях, и я согласна с тем, что необходимо создать музей Стуканова в Таганроге. Леонид Стуканов – это то знаковое имя, которым Таганрог должен гордиться.

 Есть ли работы Леонида Стуканова в вашем музее?

– В нашем музее находится всего одна работа Стуканова. К нам она попала еще до того, как я стала директором. Музею подарили эту работу друзья Стуканова. Восемь работ находятся в Таганрогском художественном музее и одна из его работ, «Женский портрет» – в ростовском музее современного изобразительного искусства на Дмитровской. Конечно, я мечтаю приобрести работы Стуканова для нашего музея, но я понимаю, что коллекционеры не расстанутся с этими произведениями, потому что, помимо оценки его работ, как художника – это еще и личностное отношение, это память. Смотря на «Чёрную речку», я всегда думаю о том, что она бы могла представлять такой срез современного искусства в нашей коллекции. У нас есть работы Авдея Тер-Оганьяна, Натальи Дурицкой. Я очень хочу пополнять наши фонды работами современных художников, которые уже ушли из жизни. Чем больше будет проходить времени, тем больше это время будет губительным для самой памяти и истории.

– Светлана, какой он для вас – Леонид Стуканов?

– Это был не просто талантливый художник, это был художник-личность, художник-педагог. Художник, который был абсолютно правдив в своем творчестве, очень искренен, очень требователен к себе, яркий, самобытный… Художник, который работал вне контекста. У него была прекрасная школа, в художественном училище он считался одним из лучших рисовальщиков. Он обладал высокой профессиональной грамотностью – как живописной, так и графической. Даже в его живописных работах, написанных маслом чувствуется очень высокая культура графики, понимание плоскости холста, понимание декоративно-пластических задач.

Всё время хочется вернуться к работе «Чёрная речка», потому что в ней это настолько ярко видно, начиная от задач, которые именно в пластическом ключе решены, и заканчивая мощным и смелым декоративно-композиционным решением. Для меня это очень важно, потому что не каждый художник может объединить в своём полотне живописную и графическую грамотность в едином ключе и в едином стиле.

Художники Юрий Шабельников и Авдей Тер-Оганьян подчёркивали в своё время, что Стуканов не понят и не оценен своими современниками. Я считаю, что Леонид Стуканов достоин публикаций, многочисленных монографий, а также отдельного музея в Таганроге. Мне бы очень хотелось написать о нем, но из чувства уважения к такому художнику, я пока не берусь за эту сложную задачу… Но мечта остается, и, надеюсь, она осуществится.


Фото М.С.Басова

Леонид Стуканов родился 28 января 1947 года в Нордбурге, куда его мать была угнана немцами во время оккупации Таганрога. В 1949 году вместе с матерью вернулся в Таганрог. С 1954 года учился в таганрогской общеобразовательной школе, и, после окончания восьми классов, поступил в ПТУ на специальность «радиомонтажник». Несколько лет брал уроки живописи у Валентины Руссо в изостудии ДК комбайнового завода. С 1964 по 1968 год учился в Ростовском художественном училище имени Грекова. С 1969 по 1997 год преподавал в таганрогской детской художественной школе. За время преподавания воспитал многих замечательных художников, среди которых Юрий Шабельников, Наталья Дурицкая, Надежда Швец, Юрий Фесенко, Василий Слепченко, Владислав Протопопов. Своим учителем Стуканов считал Александра Жданова, с которым учился в одной группе РХУ и с которым дружил много лет и переписывался после эмиграции Жданова в США в 1987 году. При жизни Леонида Стуканова состоялось только две персональных выставки – в Таганрогском театре имени Чехова (1987), и в московском театре на Таганке (1992). В собрании Таганрогского художественного музея находится восемь работ Стуканова. Большинство его работ было куплено ростовским «коллекционером» и безвозвратно утеряно. Леонид Стуканов трагически погиб при невыясненных обстоятельствах 16 мая 1998 года в собственной мастерской. Похоронен в Таганроге, на Николаевском кладбище.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *