Малый бизнес на бумаге и в жизни

Арарат Айрапетян, недавно избранный председателем городского Совета по предпринимательству, рассказал «Таганрогскому курьеру» о том, зачем нужна эта организация и почему он готов тратить своё личное время и силы на общественную деятельность.

Арарат Айрапетян в Совете по предпринимательству активно работает не первый год. Последние пять лет он являлся заместителем сопредседателя. С 5 апреля – избран председателем совета.

– В нашем Совете по предпринимательству  около 40 человек, – рассказывает Арарат Айрапетян. – Это представители малого и среднего бизнеса различных сфер деятельности: производство, торговля, спорт, туризм, медицинские услуги и другие. В Совет также входят несколько представителей городских административных структур, занимающихся поддержкой малого и среднего бизнеса. Среди участников Совета есть и депутаты городской думы, являющиеся предпринимателями. Статус Совета – постоянно действующий совещательный орган при администрации Таганрога. Информация о нем опубликована на официальном портале города.

У Совета фактически два руководителя: сопредседатель от муниципалитета – глава администрации города Андрей Лисицкий  и сопредседатель от бизнес- сообщества, на должность которого избрали меня. Заместителем сопредседателя  от администрации является замглавы по экономическим вопросам Роман Корякин. А мои заместители – предприниматели Александр Гаркуша и Александр Пономарев. Разумеется, все мы работаем «в одной упряжке».

– А если бы в процессе выборов сопредседателя от бизнеса ваша кандидатура не получила поддержки?

– Остался бы членом совета, активно работал, как и все его участники. Мы – члены совета – стараемся делать всё возможное для реальной поддержки малого и среднего бизнеса в городе. И если хоть «на один градус» сделаем «теплее» жизнь предпринимателя, это уже хороший результат.

– Чем можете помочь тем, кто только начинает создавать свой бизнес?

– Совет по предпринимательству открыт для диалога со всеми предпринимателями, в том числе и начинающими. Или теми, кто даже еще не начал. Мы готовы делиться опытом, чтобы помочь избежать возможных ошибок на первых этапах развития своего дела.

Например, студенты Российского нового университета (РосНОУ), где я преподаю такие дисциплины как «предпринимательство» и «экономическая политика государства», часто интересуются моим личным бизнес-опытом. И я передаю его, общаясь в режиме открытого диалога с теми, кто завтра, возможно, станет предпринимателями.

– А могут и не стать?

– Всего лишь около 3-5 процентов людей в мире обладают  «предпринимательской жилкой». Мне кажется, чем более развита страна, тем меньше там процент предпринимателей. Возможная причина – в социальной защищенности. Когда люди чувствуют себя более комфортно, у них нет острой необходимости что-то придумывать и открывать свое дело, чтобы заработать. У меня такая необходимость в свое время возникла, и тогда я решил открыть свой бизнес. Это было в 1990 году. С тех пор занимаюсь предпринимательством. На сегодняшний день мой бизнес состоит из нескольких направлений – это оптовая и розничная торговля, а также бизнес в сфере спортивных услуг.

Возможности для развития вижу там, где нет экспансии федеральных игроков. Потому что есть проблема  – у нас в стране идет глобализация в сфере бизнеса.

– Ну, наверное, не только в стране. Во всём мире идёт.

– Нет. Посмотрите на Европу – там малый бизнес защищен.

– Чем?

– Различными нормами, регулирующими развитие городских образований. Например, вряд ли в центральных районах какого-либо европейского города вы увидите вдруг выросший гипермаркет. Как правило, крупные розничные магазины за границей находятся на окраинах, либо за чертой города. Мало того, гипермаркеты там работают в строго определенное время. Это дает возможность агробизнесу выставлять свою продукцию на сельхоз-ярмарках и рынках, а также способствует развитию небольших частных магазинов.

– То есть, вы поддерживаете такие ограничения, возможность которых уже обсуждается и в России?

– Поддерживаем и многие инициируем. Это не ограничения, это  регулирование. У нас в черте города много гипермаркетов. Вот у нас «Лента» стоит практически в географическом центре города.

– Да, а ещё «Мармелад»

– «Мармелад» – торговый центр. Разница есть. Это другая история. Там – комплекс услуг от кинотеатров до ресторанов. Но, кстати и на такие центры за рубежом тоже есть ограничения. А что касается гипермаркетов, далеко ходить не надо – два гипермаркета на Сызранова : один в торговом центре «Лето», второй – на кольце Сызранова и Чехова.

Опять же конкретный пример. Мы работали с четырьмя магазинами на улице 4-я линия и в переулке 10-й Новый. И вот на углу этого перекрёстка из сэндвич-панелей вырастает магазин «Магнит». После этого из четырёх магазинов три постепенно «вымирают». А последний оставшийся едва работает. И такова ситуация не только в Таганроге, но и по всей России.

Считаю, что защита интересов малого бизнеса – важная задача, которую нужно решать нашему правительству. Ведь любая крупнейшая сеть может завтра продаться какому-нибудь заграничному фонду, инвестору. Куда пойдут налоги?

Ещё один пример: уже 17 лет являюсь дистрибьютором «Вимм-Билль-Данн» – это  очень мощная компания, владеющая несколькими десятками молокоперерабатывающих заводов и большим количеством сельхозугодий, ферм. В 2011 году американская компания PepsiCo просто-напросто купила все это. И правительство допустило такую сделку. Считаю, что такие шаги стратегически и политически неверны. Если завтра будет объявлен какой-то очередной бойкот и американцы просто закроют все эти заводы, то для PepsiCo это вообще ничто – 38 заводиков в России, это как бородавка на слоне. А вот мы ощутим большой дефицит.

Так что у нас с одной стороны громкие лозунги о помощи малому бизнесу, а с другой – всё не совсем так…

– Студентов об этом предупреждаете, когда рассказываете об экономической политике государства?

– Да, им конечно необходимо реальное представление о существующей ситуации. А она такова, что одни люди в правительстве говорят: надо поддерживать малый бизнес, создают институты уполномоченных по защите прав предпринимателей, в каждом городе организуют Советы по предпринимательству, так что кажется, по бумагам всё прекрасно. Распределяются субсидии. Потом отчитываются, что всё работает: Советы действуют, институт уполномоченных создан, растёт субсидирование, средства предоставляются, все осваивается…

Но без законодательства, защищающего интересы малого и среднего бизнеса, всеми этими субсидиями и прочими мерами господдержки скоро некому будет пользоваться.

В развитых экономиках доход в бюджеты от малого и среднего предпринимательства достигает 50-60 процентов. А у нас пока до этого далеко…

– Почему?

– Потому что, к сожалению, крупный бизнес, который имеет свои интересы, имеет и возможность не допускать принятия «неудобных» для него законов, что мешает развитию предпринимательства в целом.

Чем малый бизнес хорош? Тем, что он «разношерстен». Это сообщество, огромный организм, состоящий из множества маленьких клеток – самоорганизующихся, мыслящих, понимающих. И в этом должна быть основа экономической стабильности и безопасности любой страны.

Совет в Таганроге уже несколько лет пытается обратить внимание на количество тех же «Магнитов», обращались в Федеральную антимонопольную службу, спрашивали, какую долю рынка они занимают? Ведь Таганрог уже можно называть «магнитогорском». Получаем ответы – от 19 до 22 процентов. То есть до 25% никак не дотягивают. Такие подсчеты, конечно, вызывают, мягко говоря, сомнения. Есть данные, что в больших городах сети захватили порядка 70 процентов рынка, а в среднем по стране более 50.

– И вот вы пишете письма, получаете такие успокаивающие ответы, супер-гипермаркеты строятся,  и что дальше?

– Есть два известных принципа. Первый: собака лает, а караван идет. Второй: под лежачий камень вода не течёт. Мне ближе вторая точка зрения. Чтобы что-то произошло, необходимо прилагать усилия.

Есть большая вероятность, что нас всё-таки услышат. По понятным причинам, шансы возрастают  перед выборами – кто-то вдруг слышать начинает. Мы активно выступали против повышения тарифов «Платона». И есть результат – их рост был ограничен. Вот ради того, чтобы донести позицию предпринимателей до власти, и нужно работать. В нашем общественном Совете это понимают. Кстати, создан он и действует на основании Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства». Значит, государство прекрасно осознает, что нужно его развивать. И совершенно точно можно сказать, что сделано для этого много.

Вспомните 90-годы: это были времена, когда каждый участковый или пожарный инспектор мог быть «царем» на «своей территории». Предприниматели были запуганы и жили в страхе: «не заплатишь – не поедешь». Согласитесь, с тех пор ситуация коренным образом изменилась.

Изменилась налоговая сфера – единая система налогообложения, а также упрощенная система налогообложения сильно осветлили бизнес. Сегодня предприниматель ведет свой бизнес уже с поднятой головой, платит  государству определенное количество налогов – абсолютно прозрачное и понятное – и находится в правовом поле.

Стало проще и администрировать бизнес – измерил квадратные метры, платишь столько-то рублей в квартал и торгуй хоть круглые сутки.

Регламентировали проверки – это тоже огромное облегчение. И наконец, региональные и муниципальные власти, видя такую подачу со стороны федеральных, тоже стали лояльнее к развитию предпринимательства.

Но, разумеется, не бывает так, чтобы «мы победили все проблемы и впереди проблем нет». Их хватает всегда...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *