Наталья Лисицына: Другой школы в своей жизни не представляю

Новый учебный год таганрогская чеховская гимназия начала в новом здании с новым руководителем. Директор гимназии Наталья Лисицына рассказала «Таганрогскому курьеру» о том, как живётся и учится гимназистам на улице Ломакина.

– Прежде всего, Наталья Викторовна, – с новым годом вас учебным, с 211-й годовщиной вашей гимназии, а главное – с новосельем! Кстати, сколько же в обновлённой, в объединённой с 29-й школой Чеховской гимназии теперь учащихся?

– На 1 сентября у нас – 659 школьников. Большинство из них – около 350-и детей – исконные гимназисты, переехавшие в новое здание из 22-й школы. Остальные – бывшие ученики 29-й школы.

– Четыре года назад, когда гимназия буквально лишилась крыши, сколько в ней училось детей?

– Тогда было около 800. К окончанию прошлого, 2016—2017 учебного года, оставалось 400. Но сюда перешло примерно 350: некоторые остались в 22-й школе, ещё часть наших бывших учащихся разошлась по другим школам. Многие с нами расставались буквально со слезами на глазах: привыкли. Мы действительно даём высокий уровень знаний – учителя у нас хорошие, атмосфера рабочая. Но многие вынуждены были уйти от нас по той причине, что местоположение очень сильно изменилось.

– А какая ситуация с педколлективом? И много ли теперь прошло сокращений в нашей Чеховской гимназии?

– Педагогов у нас на сегодня – 77 человек; тоже примерно пополам. Никаких сокращений педагогического коллектива гим-
назии не было; все педагоги сохранили свои места работы. Некоторые по возрасту вышли на пенсию.

– Сколько у вас классов и смен? И не тесно ли вам здесь?

– 30 классов. Учимся мы в две смены. Прежний директор 29-й школы, Александр Сергеевич Топалов, рассказывал, что обычно у них было 350-400 детей. В каком-то году было 500 учеников. По его словам, было тесновато и сложновато. Но это были давние времена.

– Но помещений-то с тех пор больше не стало?

– У нас немного другая система составления расписания. Предположим, уходит на физкультуру класс начальной школы, освобождая свой кабинет, и в этом кабинете этот урок занимается другой класс – у нас так принято. В результате сейчас в существующее количество кабинетов мы в две смены помещаемся.

– Да, оптимизация использования классных помещений – на высшем уровне! А ещё вам обещают дополнительный модуль?

– Обещают, но в перспективе. И мы планируем в модуле разместить не учебные помещения, а библиотеку, актовый зал и наш музей.

– Какова теперь транспортная доступность гимназии? Насколько эта проблема остра для ваших детей и родителей?

– Непосредственно к нам идёт лишь 73-я маршрутка, которая останавливается прямо напротив здания школы. Остальной транспорт – маршрутные такси 19-го и 34-го маршрута – останавливается возле детской многопрофильной больницы; оттуда до нас – менее километра, идти минут семь.

Мы обращались с предложением о том, чтобы 34-я маршрутка в часы пик – утром, до начала первой смены, и вечером, после окончания второй смены, а также днём, в пересменку, делала заход сюда, к нам. Нам обещают помочь. Ирина Валерьевна Голубева (зам.главы администрации Таганрога. Прим.ред.) на заседании транспортной комиссии городской думы может предложить этот вопрос для обсуждения. Очень многие родители привозят своих детей в школу лично, на собственном транспорте. Так что те, для кого эта проблема была остра, просто не смогли перейти с нами сюда.

– У вас в гимназии – гуманитарный уклон?

– У нас на достаточно высоком уровне преподаются все предметы. Профильное обучение у нас – в 10-11-м классах. Русский язык у нас для всех является профильным. Выбор у старшеклассников – между двумя профилями: иностранные языки и физико-математический профиль.

– Каким образом Чеховская гимназия чтит память Чехова?

– Гимназия носит имя Антона Павловича Чехова с 1935 года. У нас прекрасный музей истории гимназии. К сожалению, сейчас негде размещать его экспозицию – часть её законсервирована и сдана на хранение. Другую часть, стендовую экспозицию, размещаем в рекреациях. Будем там проводить ремонт на осенних каникулах. У нас в гимназии проводится множество мероприятий, посвящённых Чехову; в частности, ежегодная Международная научно-практическая конференция «В орбите Антона Павловича Чехова»: мы её проводим вот уже шесть лет подряд, в ней со своими научно-исследовательскими работами участвуют как дети, так и учителя. Нашли связь Чехова с иностранными языками. Это – моя тема: я ещё учитель английского языка. И мы с детьми сравнивали, как одни и те же чеховские произведения переводили разные переводчики, сами занимались переводом Чехова на английский, пришли к выводу, что это чрезвычайно сложно.

У Чехова – свой особый язык, а иностранные языки, в частности, английский, беднее русского. Например, чеховскому слову «недотёпа» адекватную замену в английском найти никто не смог. Интересные чеховские исследования с детьми проводит Майя Николаевна Семеновская – преподаватель истории, она же краевед, она же руководитель нашей станции юных туристов. В прошлом учебном году две наши одиннадцатиклассницы в одном из чеховских произведений поведение и отношения героев анализировали как психологи; сейчас они уже учатся на психологов. Малыши у нас тоже Чеховым занимаются с удовольствием.

– И как – Антон Павлович вам помогает в остальной работе?

– Конечно! Например, в прошлом, 2016 году, нашими педагогами была разработана авторская целевая комплексная воспитательная программа «Гражданин Приазовья»; она стала победителем Х Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи». Создатели программы ездили в Москву, патриарх Кирилл вручал им премию.

– Кружков и спортивных секций у вас нет из-за отсутствия свободных помещений?

– Да, это основная причина. Но у нас есть шахматный кружок. Раньше была театральная студия, которую вёл Василий Фёдорович Егельский, актёр нашего Чеховского театра: наши артисты с успехом участвовали в театральных конкурсах, брали гран-при. Но он нас временно покинул.

– Вы сказали, что в рекреациях, то есть в школьных коридорах, будете проводить ремонт на осенних каникулах. Ограничитесь ли коридорами? И почему же не провели ремонт минувшим летом?

– У нас не было статуса юридического лица. Теперь это здание, которое принадлежало 29-й школе, принадлежит нам, гимназии. Мы – правопреемники. Юридически мы – автономное образовательное учреждение; 29-я школа имела другой статус – бюджетное образовательное учреждение. Теперь деньги выделены. И ремонтные работы начнутся на осенних каникулах: запланирован ремонт рекреаций, спортивного зала, лестниц, частичный ремонт кровли, замена на металлопластиковые окон, выходящих во двор, замена дверей, а также замена электропроводки: здесь проводка старая, а мы привезли очень много своей техники, компьютерное оборудование.

– Наталья Викторовна, вы – вновь назначенный директор. Но вообще для Чеховской гимназии – человек не новый?

– Я – её выпускница. Более того, она строилась у меня на глазах. Я имею ввиду здание на Октябрьской, 9. Мы с родителями жили в доме напротив. Мечтала о том, что вот-вот вырасту и тоже туда пойду учиться. В 1975-м, когда её открыли, моя старшая сестра перешла в 8-й класс, и мы с мамой ходили, провожали её в новую школу, и я ей несказанно завидовала.
На открытии нового школьного здания присутствовал актёр в образе Антона Павловича Чехова. И мне казалось, что это, действительно настоящий Чехов пришёл открывать школу его имени. Я с большим трепетом вспоминаю десять лет, проведённые в Чеховской школе, она мне дала путёвку в жизнь: я с теми знаниями, которые получила в школе, поступила в таганрогский пединститут. Училась на факультете иностранных языков, практику проходила в родной школе; окончив институт, ни минуты не раздумывая, пришла сюда работать учителем. 25 лет, серебряный юбилей своей учительской деятельности отметила в прошлом году. Последние пять лет работала заместителем директора. Мой старший сын окончил эту же школу, младший сын – выпускник, одиннадцатиклассник. Более того, супруг тоже окончил нашу школу. Я другой школы в своей жизни не представляю, и считаю, что это самое лучшее образовательное учреждение. У нас всегда присутствовал особый дух!

Беседовал Антон САХНОВСКИЙ, фото автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *