ОЧЕВИДНО, ЭТО МЫ ПЕРЕЖИВЕМ

Все-таки у нас – в нашем Таганроге – кризис или не кризис? Ответ на этот вопрос очень важен, поскольку от него зависит – какой вектор движения нам необходимо избрать, чтобы преодолеть последствия нынешних (будем надеяться – временных) неприятностей. Тогда, пожалуй, следует начать с анализа общей ситуации. А она совсем не так уж катастрофична, как может показаться, если начинать каждое утро с изучения сводок о цене на нефть и колебаниях валюты.

О СОСТОЯНИИ УМОВ

Как ни парадоксально, но начать я бы хотел с психологического климата в городе. По некоторым данным науки, называемой синергетика, очень многое, если не все, зависит, так сказать, от состояния умов и психоэнергетического излучения общества. Наша таганрогская общественность пока не излучает ни агрессии, ни уныния по поводу экономических неурядиц, ни повышенного градуса тревоги за завтрашний день. Или мы такие легкомысленные и нелюбопытные, и, как говорится, не берем в голову то, что происходит где-то в верхах, на непонятном нам и не имеющем к нам отношения макроуровне. Или уже хорошо приспособились, привыкли к периодическим кризисным встряскам. Первое, несомненно, есть, но второе мне кажется наиболее вероятным. Вот характерный диалог, который произошел между владельцем маленького магазина одежды на Петровской и случайно зашедшим туда покупателем.

— Ну что, почувствовали уже кризис? – вкрадчиво спросил у торговца покупатель, увидев приятно удивившие его цифры на ценниках.

— А что нам кризис? – невозмутимо ответил предприниматель, — У нас кризис, почитай, год – через год, и ничего, живем!

Оптимист, право! Но, кажется, знает, о чем говорит. Этот магазинчик, на моей памяти, раза три уже менял название и место расположения, то увеличивал, то сокращал свои площади, однако работает. И так, если приглядеться, по всему Таганрогу. Кто-то закрывается, но почти сразу вновь открывается. Кто-то меняет направления: вчера, например, печатал бланки и открытки, сегодня уже выдает микрозаймы.

ПОКУПАЮТ, ХОТЬ БЫ ЧТО…

Это на уровне мелкого предпринимательства. Посмотрим на уровне экономических субъектов посерьезнее. Если не брать в расчет почивший «ТагАЗ» (тут история особая), то остальные предприятия работают, и, хотя переживают трудности, все же остаются на плаву. Иногда по городу прокатываются «страшные» слухи, что на таком-то гиганте таганрогской промышленности вот-вот начнутся большие сокращения. Да, какие-то сокращения идут, но, судя по данным таганрогского центра занятости, массового наплыва безработных нет. С другой стороны, целый ряд предприятий сегодня, напротив, остро нуждается в квалифицированных рабочих специалистах, приходится даже чужих – со стороны – привлекать для выполнения заказов.

Кинем взгляд на еще один весьма важный сектор – потребительский. Не сообщу новости, если напомню: наши зарплаты, в отличие от курса доллара, не сильно выросли, если не сказать больше – они остались прежними. То же, практически, с пенсиями (не брать же в расчет жалкие несколько процентов индексации?!). На этом фоне, казалось бы, потребление в Таганроге должно было упасть, и заметно. Это, например, могло бы вылиться в процесс закрытия торговых предприятий, свертывания строительства объектов под торговую аренду. Но этого пока не происходит! Даже для стороннего наблюдателя ясно, что потребительская активность таганрогского населения если и снизилась, то не катастрофично. Магазины и рынки по-прежнему полны посетителей, торговые центры от оттока таганрожцев и гостей города тоже не слишком страдают. Знаю, знаю, конечно, что владельцы торговых предприятий сейчас заплачут: мол, меньше покупают, доходы падают и так далее. Но этот плач Ярославны, он всегда раздается в такие неоднозначные периоды для городской экономики, что отнюдь не является показателем прихода настоящего кризиса. Ну, должны же предприниматели немного поплакаться в жилетку обществу и власти, чтобы на них в очередной раз обратили внимание, и, может быть, дали бы какую-нибудь поблажку или преференцию!

ХОДИТЬ С КОЗЫРЕЙ!

Итак, в общем и целом подводя итог нашим наблюдениям, можно сделать вывод: Таганрогу сегодня приходится труднее, чем, может быть, лет пять назад. Но это «труднее» еще далеко не критично. Жить можно. А если хорошенько пошевелить мозгами, подвигать административными рычагами, разработать и внедрить хорошую программу экономического развития, то даже можно зажить еще очень и очень неплохо.

Начнем с козырей: есть ли они у нас в нынешней ситуации? Ну, безусловно! Как раз проблемы внешнеполитического характера, которые имеют место, и могут стать нашей неубиенной козырной картой. Начну с крупной промышленности. Некоторое время назад, еще до начала перманентных кризисных всплесков, которые наметились уже в 2008 году, мне довелось изучать рынок металлургической, точнее, трубной продукции в Таганроге. Ситуация была следующая: поставщики труб из Украины очень сильно конкурировали с теми фирмами, которые закупают сходную продукцию на «ТАГМЕТЕ». И демпфинговали нещадно за счет того, что металлургические изделия в «незалежной» можно было закупать много и дешево. Сегодня ситуация явно изменилась. Трудно сказать, поступает ли еще какими-нибудь «левыми» путями трубная продукция из Украины, но если кто-то этим и занимается, то представляю себе, какая это головная боль! С другой стороны, никуда все эти многочисленные посредники не делись. И если они еще не успели переключиться на закупку и реализацию продукции «ТАГМЕТА», или иных заводов в России, то, скорее всего, переключатся. Сегодня «ТАГМЕТ» вполне может занять, да, наверное, уже и занимает ту нишу, которую «сдали» поставщики с Украины. Вот вам и первый очевидный плюс, и, пожалуй, пример импортозамещения, которое происходит (или может произойти!) само собой.

Идем дальше, и взглянем на рынок, от промышленности далекий – туризм и отдых. Мне недавно уже приходилось писать, что на фоне наших проблем с Турцией в Таганроге должны выиграть те, кто по известной приморской улице Шевченко, как, впрочем, и по другим таким же улицам, успел понастроить симпатичных таких домов под гостиницы для отдыхающих. Не упускайте ваш шанс, ребята! Именно теперь настало время трубить во все рекламные трубы и заполонять интернет предложениями недорогого и комфортного отдыха в Таганроге. Жаль, конечно, что береговая полоса у нас совсем почти не готова к наплыву отдыхающих, которые вполне могут, по нынешним временам, сменить турецкие пляжи на азовские. Но об этом разговор чуть позже.

ТУРИСТАМ – ЕДУ И ПЛЯЖИ!

Теперь под этот возможный шанс подъема туризма нужно начинать усиленно работать окрестным подворьям. Тем самым, что в тепличках выращивают знаменитую редиску, огурчики-помидорчики и прочую снедь. Кормить приезжих ведь надо чем-нибудь? Отсюда выгода номер три – подъем приусадебных хозяйств в черте Таганрога. Уж они-то точно могут сегодня выиграть от кризиса, главное вести правильную ценовую стратегию. Тем более что турецкий, а заодно и польский, и другой продуктовый импорт явно снижается, и будет снижаться. А кто от этого выиграет? Сельские жители вокруг Таганрога.

Теперь о пляжах, точнее, о необходимости действительно крупного инфраструктурного проекта в Таганроге, который тоже мог бы потянуть на подъем городскую экономику. Не секрет, что государства и отдельные территории в кризисные периоды делают ставку именно на инфраструктуру. В Германии строили автобаны, в Китае тянули железнодорожные магистрали и возводили городские территории, поднимали кластеры инновационного развития. На мой взгляд, таким проектом в Таганроге могло бы стать обустройство побережья залива по всему его периметру, включая и зону Миусского лимана. На первый взгляд выглядит фантастично: кто даст деньги? Но деньги могут быть получены, нужен действительно серьезный, детально разработанный и просчитанный план действий, с расчетом всех возможных выгод от его реализации. Разработкой такого проекта, видимо, должны озаботиться городские власти. Как они это будут делать – не нам решать, на то они и сити-менеджеры. Но если Таганрог получит возможность реализовывать такой проект, это даст массу выгод: заказы для местных предприятий и компаний малого бизнеса, множество новых рабочих мест на несколько лет вперед, и в конечном итоге – качественный скачек в экономическом развитии. Ведь понятно, что укрепленный и облагороженный берег, превращенный в многокилометровую комфортную зону отдыха – это переход Таганрога в разряд популярных курортов.

Что же касается таганрогской промышленности и того, как ее поднимать в нынешних непростых экономических условиях, то это, говоря честно, особый разговор. Одно можно сказать точно: нашим предприятиям нужно идти не столько по пути получения неких государственных ресурсов в виде грантов под те или иные импортозамещающие программы. Это, конечно, делать нужно – никакие денежные вливания сегодня не будут лишними. Гораздо перспективнее – искать место в межрегиональных технологических цепочках импортозамещения. То есть не самим изобретать велосипед, а подключаться к участию в производстве серьезного, высокотехнологичного конечного продукта. Некоторые наши малые предприятия Таганрога это уже делают, и вполне успешно.

Сергей Вахонин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *