Сколько стоит капремонт

Как известно, с 1 октября в Ростовской области повысился минимальный взнос на капитальный ремонт многоквартирных домов. Рост сразу на 38% – с 7,17 руб./кв.м до 9,92 руб./кв.м. Насколько оправдано такое повышение, и что нужно делать, чтобы обеспечить финансирование
капремонтов в будущем? Эти вопросы обсудил Общественный совет при Министерстве ЖКХ области. С подробностями Ирина Трофимова.

В дискуссии приняли участие министр ЖКХ Андрей Майер, депутаты областного Законодательного собрания, директор Фонда капремонта Владислав Крюков, представители общественности, ученые Ростовского строительного университета, руководители управляющих организаций и подрядчиков. По мнению большинства участников, повышение размера взноса – вынужденная мера, и если ничего не предпринимать, вполне может оказаться не последней.

По оценке ученых, производивших расчеты экономически обоснованного минимального взноса на капремонт, новый установленный размер намного ниже необходимых расходов и не способен их полностью компенсировать. В ходе исследований в домах разных лет рассчитали размер взноса для каждой категории. Так, размер платежа на капремонт дома дореволюционной и революционной постройки (до 1920 года) составил более 50 руб./кв.м, в домах довоенных лет (до 1940 года) – от 40 до 50 руб./кв.м, в домах 1941—1958 годов – 35 руб./кв.м, в домах 1958—1980 годов – 29 руб./кв.м, в домах перестроечных времен (1981—1995 годов) – 25 руб./кв.м, для домов 1995—2000 годов – 15-25 руб./кв.м, и только в домах построенных после 2000-х годов – 10 руб./кв.м. При этом, чем меньше в доме этажей, тем выше стоимость его капитального ремонта. Средний экономически обоснованный размер составил более 18 руб./кв.м.

По мнению ростовских ученых, стоимость капитального ремонта старых домов высока из-за большого физического износа здания. Доля старого и малоэтажного жилья, подлежащего капитальному ремонту в рамках региональной программы, довольно высока. Платежи же собственников в таких домах в несколько раз меньше, чем должны быть. Жители таких домов никогда не соберут нужную сумму на капремонт и никогда не рассчитаются за него с региональным оператором. Но и повышать взносы собственников до экономически обоснованного невозможно: большинство граждан просто не выдержит такие платежи. В итоге в бюджете Фонда капремонта образуется накапливаемый дефицит финансовых средств. По подсчетам ростовских ученых к 2030 году этот дефицит составит более 100%.

В настоящее время, чтобы провести работы в полном объеме, Фонду приходится расходовать деньги других домов, ремонт которых предусмотрен позже. Возникает опасность, что в будущем на их ремонт денег может просто не оказаться. Как создать устойчивую модель финансирования капремонта и устранить дисбаланс между обязательствами регоператора по выполнению капремонта и платежами собственников? По мнению участников дискуссии, проблему решать нужно в комплексе. Исключить из программы капремонта ветхие дома, признать их аварийными и расселять по соответствующей госпрограмме. Заведомо убыточные дома – старой постройки и малоэтажные – капитально ремонтировать по отдельной программе с государственной поддержкой. А ещё повысить платежную дисциплину собственников по взносам на капремонт до 95%. Существующая задолженность – это тоже существенный финансовый ресурс. Особый вопрос – экономное и рациональное расходование средств при проведении капремонта не в ущерб качеству.

Вторым направлением, нуждающимся в развитии, является создание условий для капремонта домам, выбравшим способ накопления на своем индивидуальном специальном счете («спецсчетники»). В жилищном законодательстве по этому вопросу слишком много пробелов, устранить которые – задача законодателей федерального и областного уровня. Прежде всего необходимо заинтересовать жителей многоквартирных домов выходить из «общего котла», открывать спецсчета и самим решать, когда и какой капремонт проводить.

Запустить механизм реального кредитования под небольшой процент капремонта многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями. А такого жилья в Ростовской области около 80%. Основное препятствие: недоверие банков к заемщикам –управляющим компаниям из-за риска их банкротства. Здесь нужны законодательные решения вопросов гарантий, контроля стоимости и качества работ. Актуален и вопрос исполнения гарантийных обязательств управляющих компаний по выполненному капремонту. Сейчас все гарантии управленцев сразу же прекращаются при их смене. Еще более актуален здесь вопрос повышения платежной дисциплины собственников. Существующий сейчас механизм работы с задолженностью не является для управляющей компании обязательным. Некоторые даже требуют с собственников дополнительную оплату за эти услуги.

Необходимо рассмотреть и возможности расширения видов работ по капремонту для спецсчетников. К примеру, ремонт подъездов, утепление фасадов. В общем, работы предстоит немало, в том числе по изменению жилищного законодательства по вопросам капремонта. Кажется, тема нашла отклик и у депутатов Законодательного Собрания: они выразили готовность поработать над внесением изменений и предложили участникам сформулировать свои законотворческие инициативы.

 

 

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (918) 895-78-18 (Viber, WhatsApp).
Звоните, если хотите предложить интересную тему или задать вопрос представителям власти.
Подпишитесь на нашу группу в Инстаграмме.
Наше издание в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *