Святые остаются неведомыми миру

После праздника Троицы, Дня рождения Церкви, два воскресенья подряд церковь посвящает памяти своих святых: 11 июня – Собор всех святых; 18 июня – День всех святых, в земле Российской просиявших. Святым посвящены два самых старых среди сохранившихся храмов Таганрога: Свято-Никольский в исторической части города и Всех святых на Старом кладбище. Это – праздник и нашего святого праведного Павла Таганрогского. Накануне предстоящего праздника на вопросы «Нового курьера» ответил помощник благочинного приходов Таганрогского округа диакон Георгий Канча.

 — Отец Георгий, иногда может показаться, что жития святых написаны под розовую копирку. Почему так?..

 — Жития святых – особый литературный жанр. Он имеет свои особенности. Как в детективе должен быть преступник, так у жития должен быть святой и раскрытие его подвига. Но нам иногда неизвестно детство святого: мы видим его уже на пике его славы. Поэтому при написании житий иногда используются стандартные ходы, которыми заполняются лакуны, например, «благочестивое детство». Так, Сергий Радонежский свою избранность проявлял уже в утробе матери; это отражается и в житиях других святых.

— Но, бывает, о святом известна информация компрометирующего характера. Например, некоторые святые не только расходились между собой во взглядах по различным богословским вопросам, но и относились друг ко другу безо всякой любви, едва ли не враждовали. Люди, ставшие святыми, о грехах своих собственноручно писали в своих дневниках. Но в их житиях это не отразилось. Почему?..

— Но есть библейские примеры. Это – тоже жития святых. Ветхий Завет рассказывает о грехах таких великих святых, как Авраам и Царь Давид: Библия – книга нелицеприятная. И в Новом Завете апостолы рассказывают, как они не понимали Учителя, как они предали Его, как они были глупы, тщеславны, трусливы. Они ничего этого не скрывают. Все это идет нам в назидание. Но

Библия чем отличается от житий? Библия – богодухновенное произведение. А жития святых пишутся людьми, у которых – свои слабости, свои грехи. Поэтому иногда им кажется, что лучше, чтобы люди чего-то плохого о святом не знали. Но это – ложное мнение. Житие святого пишет обычно тот, кому дорог этот святой; и человек пытается любимого им святого возвеличить. Хотя на самом деле только мешает ему. Превращение святого в человека запредельного удаляет нас от него. Если я вижу у святого мои слабости, это для меня – стимул: если он смог, почему я не смогу?

Но теперь есть жития новомучеников и в целом святых, которые – совсем не под копирку, которые от шаблонов отходят и грехов не скрывают. Например, Мать Мария (Скобцова), канонизированная святая, — русская женщина, которая была и членом партии эсеров, и кем она только ни была. И в конце земного жизненного пути приняла монашество. Была участницей французского Сопротивления. Окончила свою жизнь весной 1945-го в концлагере: обменялась номером с женщиной, приговоренной к смерти, умерла вместо нее. Хотя она была весьма нестандартной монахиней по понятиям современности: например, курила. У нее были человеческие слабости. Но лучше курить, чем не курить и всех осуждать. Мы видим: человек шел к Богу, и завершение пути было достойным.

Хотя и раньше были жития, в которых рассказывалось, как человек пришел к Богу, уйдя от греха. Вспомним хотя бы Марию Египетскую.

— А как вы считаете: почему среди женщин, ставших святыми, так много бывших блудниц?

— Женщина, которая изначально была сотворенной равной мужчине, после грехопадения оказалась подчиненной. Поэтому женщина по самому своему теперешнему естеству, по самой своей природе больше направлена на мужчину, менее самодостаточна. Хотя христианство ее от этого во многом освобождает. Но все-таки нормальная реализация женщины – быть женой, матерью. Поэтому всякая женщина ощущает, что состояние блудницы для нее – ненормальное. А она хочет нормы. Часто ей нужна помощь.

Божья помощь тоже бывает. И женщина бросает все, идет в монашество – в очищение человека от греховной грязи. И она, очищаясь, пусть и не реализуясь как жена и мать, — реализуется в духовном плане, стяжая святость, а это – главное для человека: для человека лучше стать святым, нежели реализованным в мире.

Состояние блудницы для женщины – противоестественно. И ее душа этому противится. Потому что душа всякого человека по своей природе – христианка. И, слушая свою душу, вчерашняя блудница с Божьей помощью от противоестественного состояния может перейти даже к сверхъестественному.

— Камень преткновения протестантов. Если каждый из нас – возлюбленное Божье чадо; если Бог каждому из нас хочет помочь, — зачем нам посредники в лице Его святых?

— Святой ни в коем случае – не посредник, а собрат, который достиг успеха. Святые для нас – не заместители Христа, а наши собратья. Порой мы успешного человека просим о помощи. Святой – это успешный человек в главном деле – в спасении. Протестант может попросить о молитве своего друга, своего пастора. А мы, православные, просим о молитве еще и святых, которые живы в Боге. И, как показывает опыт Церкви, по их молитвам происходят чудеса.

— В раю, конечно, климат получше, зато в аду – гораздо более приятное общество. Как вы прокомментируете этот шуточный афоризм Тристана Бернара?

— Когда человек обыденно смотрит на жизнь церкви, — ему, действительно, кажется, что все святые – такие занудные, скучные. На самом деле святость – это цветение жизни. Святые – очень разные, каждый – уникален. Потому что святые – это люди, соединившиеся с Богом. А Бог – источник жизни, которая чрезвычайно разнообразна. Часто мы просто не замечаем святого, точнее – не подозреваем, что человек свят. Как с Иулианией Лазаревской было. Никто не знал, что она – святая. Но ее сын, будучи мелкопоместным князем, получил новый надел. И, переезжая на новое место, решил перезахоронить мать, чтоб ее могила была поближе. И при перезахоронении обнаружили, что она в гробу плавает в миро: ее мощи мироточили. Тогда стали выяснять, как она жила. А она, будучи женой князя, занималась рукоделием, продавала свои изделия и заработанные деньги жертвовала бедным. А это – признак святости: человек живет не для себя, а ради других, помогая другим. Так что святых – очень много, канонизирована лишь малая часть из них.

В большинстве своем святые остаются неведомыми миру свидетелями жизни вечной. И все святые – разные; у каждого – какой-то свой подвиг; каждый – единственный и неповторимый. А грешники – однообразны, потому что в грехе нет ничего нового; человек даже не может придумать, как по-новому согрешить. Грех всегда идет по одной канве; и ничего оригинального в этом нет. Это – одно из главных заблуждений мира, которому кажется, что грех интересен, оригинален, а добродетель скучна.

Подлинная добродетель по-настоящему интересна и увлекательна. Бывают подделки под добродетель, но ханжество – одна из разновидностей греха, и оно однообразно. Настоящая добродетель тиха и прекрасна. Бывает, встретишь пожилого человека, — он светится, и нам хочется быть с ним рядом.

— Значит, храм на Старом христианском таганрогском кладбище не зря освящен в честь Всех святых?

— Конечно! Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) говорил о том, что у нас на этом кладбище очень много неизвестных миру святых похоронено.

Антон САХНОВСКИЙ,  фото автора.

На фото: на могиле блаженной Елены Таганрогской. Два месяца назад, 7 апреля, православные таганрожцы наряду с Благовещением праздновали 75-летие блаженной кончины блаженной Елены: она оставила этот мир 7 апреля 1942 г. По ее молитвам Бог помогал таганрожцам в 1920-30-е и в период фашистской оккупации. Помогает и теперь.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *