Вчера – управляющие, завтра –банкроты?

В Таганроге в сфере управления многоквартирными домами с настораживающей периодичностью – раз в три-четыре года – проходит волна банкротств управляющих компаний. Остановить эту тенденцию не помогло даже введение лицензирования деятельности управленцев в 2015 году. С тех пор прошло три года и 2018 год не стал исключением.

С начала этого года пять управляющих компаний («ООО УК «Мой дом», ООО УК «Народная», ООО «СКЦ», ООО «Корпорация УК «Жилкомплекс», ООО «Турмалин») признаны судом финансово несостоятельными и находятся на разной стадии банкротства. Еще на три таганрогские управляющие компании (ООО УК «Тагансервис», АО УО «ЖКХ Таганрога», ООО «Фортуна-4») заявления на признание банкротом поступили в Ростовский арбитражный суд. Судебные заседания по этим компаниям состоятся уже в ноябре.

Инициатором судебного разбирательства выступили энергетики («ТНС энерго»), основными претензиями которых стали долги «управляек» за ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды многоэтажек. Еще одной управляющей компании – ООО «Морион» – удалось защититься от претензий кредиторов и прекратить дело о банкротстве. Закончится ли также у остальных? Это мы увидим в самое ближайшее время.

Стоит ли беспокоиться жителям многоэтажек, если их управляющая компания признана банкротом, как им себя вести в этой ситуации, и что думают сами управляющие компании, разбиралась обозреватель таганрогского курьера Ирина Трофимова.

Тема банкротства управляющих компаний затрагивает буквально всю сферу жкх и требует более детального и подробного рассмотрения со стороны всех ее участников. И начнем мы, конечно, с жителей многоэтажек – потребителей услуг жкх.

При процедуре банкротства управляющих компаний в результате несовершенства законодательства именно жители-потребители услуг жкх больше всего от этого страдают. Несмотря на то, что их деньги являются основным источником существования коммунальщиков, при банкротстве исполнение обязательств «управляек» перед жителями относятся к третьей очереди в реестре кредиторов, и по оценкам ростовского адвокатского бюро «Скоробогатов, Агеев и партнеры», близко к нулю. Именно поэтому, чтобы жителям выйти из этой ситуации с минимальными потерями, так важен практический опыт домов, переживших в этом году банкротство своих управляющих. Вот несколько ярких примеров, которыми поделились с читателями некоторые председатели советов домов.

Не расстанусь с «Турмалином»?..

«Ранее у нас была управляющая компания «Турмалин». В мае месяце суд признал ее банкротом. Как только мы узнали, сразу решили уйти в другую компанию, – рассказывает председатель совета дома по ул. С.Шило, 245 Лидия Папуша. – Мы давно хотели с ними расстаться, но если б они начали выполнять работы (завезли щебенку, распланировали дорогу и сделали отмостку) мы б от них не ушли. У нас к ним только один пункт был – ремонт балконов. Смету сделали и до свидания. «Турмалин» абсолютно ничего не делал на нашем доме, только обещал. Не только мы такие. В каждом доме, вот сколько мы, старшие, встречались в управляющей компании, у каждого – 800, 700, 900 тыс. рублей долга управляющей компании перед жителями. Были и с долгом в миллион двести рублей. На каждом доме такие суммы. Они им тоже ничего не делали. Люди ругались, а они им отвечали, дескать, сделаем, сделаем. Вот завтра придем и сделаем. Так убедительно обещают. Завтра наступает – тишина, ни одного человека нет. Идешь опять в управляющую компанию, спрашиваешь: где люди? Они отвечают – сейчас закончат на другом доме и придут к вам.

Подъезды так четыре года делали. Потом я сама нашла женщину, попросила ее сделать ремонт. Они ей приносили по мешочку в день шпатлевки и она делала. Год делала, потому что они ей не давали материалы. Столько денег наших там осталось, но мы ничего не могли сделать. Прокуратура не помогает, администрация не помогает, правительство Ростовской области не помогает, и даже Госжилинспекция не помогает.

ГЖИ сразу говорит, что у нас в доме есть неприватизированные муниципальные комнаты и они отправляют наши жалобы в администрацию города, в муниципальный жилищный контроль. А те не находят никаких нарушений. И крыша в порядке, и подвал сухой и чистый, хотя там по пояс было воды. Вот и все. Про новую компанию «Алые паруса» ничего плохого не могу сказать. У них, правда, все дома новые. Надо было сделать отмостку – сделали. Крышу отремонтировали. Спланировали двор, засыпали ямы. Молодцы. Прежняя управляющая компания «Турмалин» за два года всего потратила на наш дом 20 тыс. рублей, при этом собирала с дома 450 тыс. рублей в год. По суду они нам должны 850 тыс.рублей. Суд-то мы выиграли, а попробуй теперь забрать эти деньги. Юрист «Алых парусов» сейчас занимается взысканием наших денег с прежней управляющей компании. При смене управляющей компании «Турмалин» никаких документов дома мне не передал. А после жалобы в правительство области начали шантажировать. До этого два или три месяца не подписывали документы, не давали дому от них «уйти». А тут стали уговаривать подписать, что якобы передали мне документы и тогда они разрешат нам от них уйти. Я опять написала в правительство области с просьбой ускорить переход дома от старой компании к новой. Продолжала требовать от «Турмалина» документы. Брала квитанции и объясняла людям, что пока мы будем им платить, они нас никогда в жизни не отпустят. Им нужны только деньги. Таким образом, мы через три месяца от них ушли».

За «Тагансервис» не беспокоимся

«В последнее время некоторые заинтересованные лица в своих целях распространяют информацию о том, что управляющая нашим домом компания «Тагансервис» банкрот, – рассказывает председатель совета дома по ул. Сызранова, 28/1 Светлана Титова. – Я думаю, что никакого банкротства нет. Да, слышала, что они должны «ТНС энерго» 2 млн 200 тыс. рублей. Это деньги жителей «гостинок» по общедомовым нуждам за электроэнергию и индивидуальные долги граждан. Они не платят, вот «ресурсник» с управляющей компании и требует. А те откуда деньги возьмут?

По поводу банкротства управляющей компании «Тагансервис» мы не переживаем, потому что председатели советов домов собирались вместе с управленцами, обсуждали ситуацию. Руководство управляющей компании уверено в себе и говорит, что все хорошо, по его уверению договоренность о постепенной частичной выплате задолженности энергетикам уже имеется. Оно в ростовском арбитражном суде. Я считаю, что 2 млн рублей – это небольшая сумма для любой управляющей компании, и при желании такой долг можно погасить. А если кто-то не погашает, то это значит люди намеренно идут к банкротству».

Те же люди,только в профиль…

«А наш дом был в управлении компании корпорация «Жилкомплекс», – вспоминает жительница дома по ул. Б.Бульварная, 10/2. – Они банкротами себя объявили, взяли другое название – «Благо». Но мне кажется, это та же самая компания. Все осталось без изменений, работают те же самые люди. Даже счет лицевой квартиры не поменяли. По факту наш дом никуда не перешел. Никаких собраний не было, кто-то ходил по квартирам и подписывал бумажки. Никаких отчетов по выполненным работам в доме нам не давали».

Что могут посоветовать жителям Таганрога, попавшим в ситуацию с банкротством их управляющей компании сами коммунальщики? Об этом «Новый курьер» предложил рассказать директору управляющей организации «Таганрогская строительная компания» Евгению Терзияну.

«ТНС энерго» – главный инициатор банкротств управляющих компаний в городе, именно он на всех в суд и подал, – отмечает Евгений Терзиян. – В случае начала процедуры банкротства управляющей компании жителям управляемых ею домов, я думаю, лучше всего понаблюдать за реакцией своих управленцев, как ситуация будет развиваться. К примеру, жителей домов, находящихся в управлении «Турмалина», честно говоря ничего хорошего не ждет. Там скорей всего придется менять управляющую кампанию.

В «Корпорации УК «Жилкомплекс» тоже как бы уже сдали свои позиции. Вроде бы, у них теперь в планах другая управляющая компания. Что касается других компаний, то, к примеру, «Фортуна 4» возможно сумеет выкрутиться во время процедуры наблюдения – первой стадии банкротства. То же может быть и с другими.

Нельзя говорить, что всё – конец управляющим компаниям пришел. Возможно, управляющие компании возьмут кредиты, поднатужатся и решат эти вопросы. Существуют разные механизмы. Если захотеть, можно договориться с кредиторами, какие-то соглашения составить на рассрочку или отсрочку. Это все зависит от самих компаний. И от жителей домов, которыми эти управляющие компании управляют. Если они будут сидеть и ждать чего-то, то возможно ничего не дождутся. А если будут принимать непосредственное участие в разрешении ситуации компании, интересоваться – на какой стадии ситуация находится, подталкивать управляющую компанию к погашению долгов, возможно и можно будет отсрочить вопрос ее банкротства и вернуть в нормальный ритм работы. Было бы желание.

Вот, например, на «Морион» подавали в суд на банкротство. Сначала завод «Красный котельщик» подавал. Но «Морион» сделал долг меньше 300 тыс. рублей. В результате суд отказал в признании его банкротом. Потом «ТНС энерго» подключился в желании сделать банкротом «Морион». Но руководство компании договорилось с энергетиками, составило соглашения и вроде бы все урегулировалось.

Вообще, жителям не стоит беспокоиться, что они останутся брошенными. Дома без управления не останутся в любом случае. У нас в городе много управляющих компаний, более сорока, и они готовы предложить жителям свои услуги. Например, дома Корпорации «Жилкомплекс» забирает новая управляющая компания «Благо». В зиму без тепла и горячей воды люди также не останутся. По договору и ресурс, и квитанции жителям будут подавать и выставлять или «ресурсники» или их управляющие компании. Единственные проблемы могут возникнуть по аварийному обслуживанию и текущему мелкому ремонту. Те же непрогревы, устранение свищей и так далее. «Ресурсник» не поедет ремонтировать аварию в квартире. Жителям надо будет решать этот вопрос в текущем порядке, либо выбирать другие компании для обслуживания дома».

Процесс банкротства коммунальщиков Таганрога находится под пристальным надзором Государственной жилищной инспекции Ростовской области. Лицензионная комиссия уже воспользовалась своими полномочиями и приняла решение о подаче в суд исков об аннулировании лицензий в отношении четырех управляющих компаний Таганрога (ООО УК «Мой дом», ООО УК «Народная», ООО «СКЦ», «Корпорация УК «Жилищный комплекс»). О том, какие еще меры воздействия планируют предпринять жилищные контролеры в отношении управляющих компаний-банкротов, читайте в следующих номерах «Таганрогского курьера».

Ирина ТРОФИМОВА, Рисунок Алёны Марцуль.

Банкротство с точки зрения законодательства

Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает три стадии банкротства: наблюдение, внешнее управление и конкурсное производство. После последней стадии может наступить ликвидация управляющей компании, как юридического лица. В случае вступления в законную силу решения суда о признании управляющей компании банкротом (ч.5.4 статьи 198 ЖК РФ) по решению государственной Жилищной инспекции области из реестра лицензий исключаются все дома, которыми она управляет. Следом за этим, у такой управляющей компании аннулируется и сама лицензия. Компания теряет право на осуществление деятельности по управлению домами. 

На основании статьи 200 ЖК РФ управляющая компания-банкрот в течение трех рабочих дней обязана передать документацию, ключи, коды и другое оборудование домов новым управляющим. А до момента их появления (выбора или назначения по конкурсу) УК-банкрот обязана продолжать обслуживать дома надлежащим образом. Однако это продлится недолго. 
В течение 15 дней с момента получения от ГЖИ информации об исключении сведений домов из реестра лицензии управляющей компании-банкрота, муниципалитет обязан созвать общее собрание собственников для выбора способа управления домом. Если решение собственников по данному вопросу не принято или не реализовано, муниципалитет обязан организовать и провести открытый конкурс по отбору управляющей организации. А в случае, если конкурс не состоялся, органы местной власти могут сами назначить жителям управляющую компанию. Таким образом, дом в любом случае без управленцев не останется. Вот только не факт, что они будут работать на более выгодных условиях для жителей.

 

 

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (918) 895-78-18 (Viber, WhatsApp).
Звоните, если хотите предложить интересную тему или задать вопрос представителям власти.
Подпишитесь на нашу группу в Инстаграмме.
Наше издание в соцсетях: ОдноклассникиFacebookВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *