Виктор Скворцов: культура финансируется по остаточному принципу

10 декабря в Городском доме культуры состоится торжественный вечер, посвящённый 130-летию одного из числа старейших музыкальных учебных заведений России — Таганрогской детской музыкальной школы им. П. И. Чайковского. А вскоре — 26 февраля, исполнится 80 лет, как школа носит имя Петра Ильича Чайковского (решение об этом Ростовский облисполком принял 26 февраля 1938 г.) Сегодня в школе – 600 учащихся, самым юным из которых – по 4 года; обучение ведётся на десяти отделениях по 24-м специальностям. Из числа выпускников почти каждый третий становится профессиональным музыкантом; благотворное влияние музыки на себя ощущает каждый первый. Вот уже 33 года школой руководит её выпускник Виктор Скворцов.

 — Виктор Фёдорович! Расскажете о себе?

— Вы лучше напишите не про меня, а про других директоров нашей школы: они гораздо интереснее.

— Так ли уместна ваша скромность? Ведь вы 33 года возглавляете музыкальную школу.

— Ну и что? Павел Александрович Носков, который принимал меня и на учёбу, и на работу в нашу школу, был её директором 39 лет. Так он создал в Таганроге единственный во всей Ростовской области детский симфонический оркестр; долгое время руководил им, до конца 1980-х. А первый в Таганроге симфонический оркестр организовал пианист и композитор Валериан Гаэтанович Молла, один из первых директоров нашей школы. А знаете, кто в 1887 году учредил в Таганроге музыкальные классы, преобразованные позднее в музыкальную школу?

— Гаэтано Молла?

— Неверно. Вячеслав Сук – скрипач, дирижёр и композитор чешского происхождения; впоследствии – главный дирижёр Большого театра, народный артист РСФСР. А какие звёзды учились в нашей школе! Елена Образцова. Владимир Захаров – композитор, написавший «И кто его знает», «Вдоль деревни», руководитель хора им. Пятницкого, народный артист СССР. Композитор Николай Пархоменко, написавший балет «Шехерезада», три оперы, множество других произведений, в том числе – кантату памяти Чехова. Композитор Александр Дудник – академик, профессор. Иван Ляшенко – академик, профессор Киевской консерватории. Александр Сладковский – художественный руководитель и главный дирижёр Татарского государственного симфонического оркестра, народный артист России. Геннадий Колосов — начальник военно-дирижёрской службы Центрального военного округа; он создал такой обширный военный духовой оркестр, что попал в Книгу рекордов Гиннеса. Сергей Осипенко – профессор Ростовской консерватории. Михаил Савченко – ректор и профессор Ростовской консерватории. Александр Науменко – солист Большого театра, профессор, народный артист России. Его брат Николай Добрынин – актёр театра и кино, заслуженный артист России. Владислав Ветров – актёр театра «Современник», заслуженный артист России.

Среди наших выпускников – десятки солистов оперных театров, профессоров консерваторий, заслуженных артистов России, Украины, Грузии и различных республик в составе Российской Федерации, заслуженных деятелей искусств, заслуженных работников культуры. И в дальнем зарубежье тоже есть наши выпускники – и в Европе, и в Америке, и в Азии. Виктор Кузнецов, например, стал директором оркестра и профессором в Польше.

— А сколько всего человек окончило школу за 130 лет её истории?

— Это неизвестно, потому что во время войны все архивы сгорели. За послевоенный период у школы – почти четыре тысячи выпускников, то есть в среднем – 57 человек в год.

— Сколько у вас на сегодня преподавателей? И, может, назовёте некоторых — ярких, талантливых?

— Преподавателей – 70. И все они яркие; бесталанных у нас нет. Самые яркие. Пианисты: Нина Александровна Мотылёва, Нинель Ивановна Борцова, Марина Алексеевна Лучанинова, Ирина Сергеевна Косогова, Лариса Юрьевна Савина, Татьяна Михайловна Кузнецова, Светлана Сергеевна Тарасова; скрипач Николай Николаевич Шмелёв; виолончелист Александр Леонтьевич Третьяков; духовики: Юлия Васильевна Ильина, Игорь Дмитриевич Перекопский, Александр Николаевич Саклаков; народники: Сергей Евгеньевич Пико, балалаечник Сергей Гаврилович Чумаченко, гитарист Владимир Васильевич Сердюк; вокалисты и руководители хоров у нас все – очень яркие, о каждой можно писать отдельный очерк.

Класс композиции у нас ведёт Александр Сергеевич Шпак – профессиональный композитор, член Союза композиторов России. Каждый наш преподаватель – талантливый музыкант и при этом — одарённый педагог. Но у многих, помимо этих, есть и другие таланты. Например, преподаватель теоретических дисциплин Жанна Александровна Селиванова – талантливый фотохудожник: мы, коллеги, любуемся её фотокартинами.

У некоторых дача – живая прекрасная картина. Кто-то любит готовить, и там – такие шедевры кулинарного искусства, что ресторан отдыхает. Мужчины есть рукодельники, «золотые руки». Есть у нас и спортсмены. Многогранные люди. Очень хороший коллектив. Средний возраст – немногим более 45 лет – сплочение опыта и молодости.

По большому счёту, я считаю, что у нас работают счастливые люди. Потому что музыка всякого человека – что ребёнка, что взрослого, — делает гармоничнее и счастливее.

— Многие из названных вами преподают и в музыкальном колледже?

— У нас – очень тесный контакт с музыкальным колледжем. Процентов тридцать наших преподавателей одновременно работают и там: здесь детей начинают учить, в колледже – продолжают. Это – очень хорошая форма сотрудничества наших учебных заведений. Таганрогские музыкальные классы, преобразованные впоследствии в музыкальную школу, были созданы в 1887 году; в 1913 году появилась и вторая ступень – музыкальное училище. Сто лет назад, в 1917-м, в городе работали музыкальные курсы на правах консерватории, при них – музыкальная школа.

В начале 1920-х в Таганроге действовали музыкальная школа, музыкальный техникум и консерватория, в которой преподавали столичные профессора, причём эти три ступени музыкального образования были единым организмом, одним коллективом с общим руководством. Консерватория у нас, правда, просуществовала недолго. Но школа и техникум в связке проработали почти до самой войны.

— А после войны?

— Школа возобновила работу уже в сентябре 1943 года – в считанные дни после освобождения Таганрога от оккупации. А Таганрогское музыкальное училище открыло свои двери в 1960-м.

— «Нам песня строить и жить помогает…» Вам строить много приходилось?

— Много. Меня назначили директором в 1984 году. А в 1987-м – столетие школы. И за 3 года мы то здание (ул. 3-го Интернационала, ныне Греческая, 50 – ред.) привели в порядок. То здание – памятник архитектуры; там был штаб Деникина; он там, стоя на балконе, выступал перед народом. Мы там сделали хороший ремонт. А вскорости, в 1991 году, нам отдали это здание (пер. Украинский, 8 – ред.): здесь раньше был Дом политпросвета. И тут пришлось делать ремонт, перегородки устанавливать: почти все комнаты были проходными. Почти на весь третий этаж был большущий зал; мы его перегородили, сделали Малый концертный зал, большой репетиторий и три класса. Облагородили двухэтажную хозяйственную пристройку; теперь там проводятся занятия.

— О проблемах в юбилей можно спрашивать?

— Проблемы – серьёзные. Недофинансирование. Известно, что у нас в государстве культура финансируется по остаточному принципу. Для каких-то именитых коллективов гранты существуют. А музыкальные школы у государства далеко не на первом месте. Но всё относительно. Я участвовал во всероссийской конференции, посвящённой работе музыкальных школ. Так, оказалось, Ростовская область по сравнению с другими регионами выглядит очень прилично… У нас – хоть какие-то доплаты, что-то делается, что-то приобретается. Так что нам ещё – грех жаловаться.

— А как у вас дела с музыкальными инструментами?

— Все требуют замены. Но обновление случается очень редко. Пианино сложно купить: оно сто тысяч стоит. Иногда нам дарят старые, говорят: «Мы вам подарим. Только вы заберите.» Если мало-мальски пригодный инструмент, — мы забираем. 5 лет назад, к 125-летию школы, город нам подарил сертификат, мы приобрели кабинетный рояль, он у нас – в Малом концертном зале. Одному из наших концертных роялей – 55 лет: его приобрели к 75-летию школы. А лучшему нашему концертному роялю – больше 30-и лет.

— И последний вопрос, Виктор Фёдорович. О главных. О детях. Вы, возможно, скажете, что, как и преподаватели, у вас все учащиеся – талантливые. Но ведь есть самые успешные – лауреаты различных конкурсов. Их имена интересны будут многим.

— Дети у нас, действительно, все талантливы. Жаль только: трудолюбия не всем хватает. А имён лауреатов называть не буду. Всех интересующихся приглашаю на наш творческий отчёт: лауреаты наши будут его участниками, так что можно будет не только узнать их имена, но и самих их и увидеть, и услышать. В ГДК. 10 декабря в 15-00. Вход свободный.

Беседовал Антон СЛОВАКОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *