Выход из средневековья

В Таганроге создан Научно-образовательный благотворительный фонд «Инновационное интегральное образование». «Таганрогский курьер» встретился с директором фонда Анатолием Непомнящим и выяснил немало интересных подробностей этого проекта.

 

Ищущие учителя

— В наш мир приходят новые дети. Которые развиваются «не по правилам». Они перечёркивают всю возрастную психологию, – говорит Анатолий Непомнящий. – Началось это с появления так называемых «детей индиго». Сейчас появилась новая категория детей, которых условно назвали «дети радуги». Они умеют говорить на протоязыке – на языке мысли. Очевидно, когда-то человек умел общаться телепатически – с другими людьми, животными,  растениями. И это умение к человечеству возвращается  через этих детей.

Идёт молодая таганрогская мама с маленькой дочкой. Девочка смеется. Поясняет: котик что-то смешное сказал! «А ты, мам, что – не слышала?»

А потом девочка разговаривает с берёзкой. «Что – и её не слышишь?» И девочка думает, что мама шутит, притворяется глухой. А мама думает, куда вести дочку, какие ей таблетки давать.

Чудо-дети, приходя в наш мир, попадают в совершенно жуткие условия: общество их не приемлет, считает ненормальными. А ведь эти дети – наши учителя. Они несут новые знания. Как Никола Тесла. Как Стив Джобс. Эти дети пришли изменить наш мир. Нужно им помочь. Они нуждаются в совсем другом образовании.

У меня первое образование – радиотехническое. И первая диссертация – по радиотехнике. Именно благодаря этому я написал книгу о методологических проблемах психологии: знание физики мне помогло. И новым детям необходимо именно интегральное образование.

Не секрет, что большинство людей имеют своего рода дисбаланс в развитии полушарий мозга: либо левое полушарие отстаёт в развитии от правого, либо наоборот. А у этих детей – острая потребность во всестороннем развитии, в разнообразной деятельности, в самореализации, во взаимопонимании. И это притом, что человечество уже признало: нужны универсальные специалисты, особенно в сфере управления;  люди, которые понимают и людей, и природу, и технику, и экономику. Телеканал «Культура» подготовил целый цикл передач «Ищу учителя». Об этих детях.

Маленькая девочка меня спрашивает: «Почему учительница меня не понимает, говорит глупости?» Объясняю: «учительница ещё маленькая, хотя тело у неё – большое. Она ещё недостаточно развита, чтобы тебя понять». После этого девочка простила учительнице её недопонимание. И стала хорошо учиться. Но преподавателю-то это объяснить трудно. В ответ, как правило, только агрессия, вместо стремления понять, что происходит в современном мире детей и взрослых. Остро необходимо, чтобы школьные учителя и университетские преподаватели опирались на современную концепцию человековедения, а не на средневековую.

Небо и земля

— У человека – четыре ока: око тела (сенсорная система), око ума (рациональное мышление), око души (телепатическая связь) и око духа (интуиция), – рассказывает профессор Непомнящий. – Но око души и око духа у большинства остаётся в «сонном» состоянии. Поступающая по этим каналам информация обычным человеком не осознаётся.

Задача интегрального образования – раскрытие в человеке всего потенциала, заложенного в него Богом, создавшим человека по Своему образу и подобию – свободным творцом. Интегральное образование – процесс именно сотворчества учителя и ученика.

Приоритетный проект Научно-образовательного благотворительного фонда «Инновационное интегральное образование» – создание в пригороде Таганрога инновационного научно-образовательного кластера – автономной некоммерческой организации «Южно-Российский интегральный институт». Собственного говоря, ради реализации этого проекта и создан Фонд.

Предполагается, что будущий учебный комплекс разместится на площади порядка 100 га недалеко от Миусского лимана. Планируется, что кластер будет включать город мастеров и народных промыслов, технопарк, агропромышленный учебный комплекс, школу искусств и саморазвития, спорткомплекс и плавательный бассейн, творческие мастерские и управленческие лаборатории. Рассчитан проект на 1200 учащихся. Причём принимать в Южно-Российский интегральный институт будут ребят с 3-х лет. Четыре первые ступени – дошкольная, младшая, средняя и старшая школьная; на каждой ступени  около 300 учащихся, в среднем по 75 человек по каждому году рождения. Две последующие ступени – высшее образование и аспирантуру – способна обеспечить Инженерно-технологическая академия ЮФУ (бывший ТРТИ, приросший гуманитарными направлениями).

По задумке Анатолия Непомнящего, часть из местных, таганрогских учащихся после занятий по домам, по семьям будут развозить школьные автобусы. Другие дети с родителями будут проводить выходные. Ну а некоторые – только каникулы, общаясь ежедневно благодаря современным средствам связи:

— У нас ведь, надеюсь, будут учиться дети, как минимум  со всей России, — делится надеждами Анатолий Владимирович. – Они будут на полном пансионе. Для родителей обучение, конечно, будет бесплатное. У нас ведь социальная дифференциация  такова, что богатых людей – горстка, почти все остальные – бедные; а особенные дети в большинстве своём из обычных семей.

— Анатолий Владимирович! А в чьей собственности в настоящее время находится земельный участок, на котором планируется создание научно-образовательного кластера?

— Есть несколько подходящих участков в частной собственности; и собственники готовы их продать. Кроме того, есть участок, находящийся в муниципальной собственности. Это  территория бывшего детского санатория «Солнышко» на берегу Миусского лимана. По поводу ее использования мы обращались в городскую думу, предлагая три варианта: оставить детям бесплатно, продать по кадастровой стоимости или продать с аукциона. Обещали подумать. Думают уже несколько месяцев. Должно быть, на то она и дума, чтобы долго думать…

— Какова, хотя бы примерная, стоимость реализации этого проекта (рассчитанного, как  вы говорите на 1200 учащихся)? За счет каких средств он будет существовать, учитывая заявленную бесплатность для родителей?

— Ориентировочная стоимость проекта — 3 млрд. руб. Сейчас мы обращаемся в различные инстанции, ведем переговоры. Заинтересованность есть, но есть, как обычно встречные условия, которые не всегда приемлемы. Бесплатность обучения планируется достигнуть путем организации государственно-частного партнерства: частник входит в партнерство материальной базой, государство – обеспечением процесса обучения. Так следует из соответствующего закона.

— Кем и по какому принципу будет производиться отбор детей для обучения в данном институте?

— Главный принцип – желание самих детей и их родителей. Интегральное образование требует устремленности к нему и соответствующих усилий. Разумеется, есть и второй критерий – способность ребенка учиться интегральному взаимодействию с миром людей, природы и техники. Есть много детей, которые рождаются для решения очень узконаправленных задач. Например, хочу понять что такое болезни тела и как с ними работать? И такую личность ничего другое не интересует. Нельзя стремиться и достаточно опасно навязывать детям свои программы.

Проверка на прочность

Проектом профессора Непомнящего и его команды заинтересовались в Москве. За подписью бывшего мэра Таганрога Владимира Прасолова просьба о благословении была направлена Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу. Патриарх это начинание благословил.

Таганрогских учёных поддержал руководитель регионального отделения ВПП «Единая Россия», председатель Ростовского регионального отделения «Всероссийского педагогического собрания», доктор социологических наук, профессор Александр Юрьевич Нечушкин.

По словам Анатолия Непомнящего, вообще-то таганрогским проектом заинтересовались многие.

— Нас всех приглашали уехать в другие регионы с гарантией финансирования и создания условий для реализации проекта, – говорит он. – Но талантливых детей много и здесь. Кроме того, переместить команду из 9-и докторов и 20-и кандидатов наук в другой регион не так просто. Люди – это не пешки на шахматной доске. Нас спрашивают: «А вы, вообще, кому-нибудь нужны в Ростовской области? Докажите, что вы нужны и вас поддерживают». Отсюда и возникла идея голосования в пользу проекта. Мы не видим в ней ничего плохого. Мы все всегда, каждое мгновенье, создаем свое будущее. Что сеем, то и пожинаем. Этот закон человек изменить не может. Он установлен Богом. Захочет народ искренне, чтобы в Таганроге появилось такое элитное образовательное учреждение – оно и появится. Но сила созидательной мысли должна быть выше силы мыслей противодействия, коих также немало.

— Известно ли инициаторам проекта отношение к нему нынешних руководителей Таганрога, если они вообще осведомлены о нём?

— Известно! Таганрог – город проблемный и новым властям, видимо, хочется сначала привести в порядок уже существующее (дороги, коммуникации и многое другое), а потом думать об инновациях в образовании. Кроме того, на территории «Солнышка» столкнулись наши интересы – дать детям новые возможности и интересы тех, кто на этом хочет умножить свой личный капитал, построив там SPA-центр или элитные коттеджи, на продаже которых можно хорошо заработать. Тем не менее, мы надеемся на сотрудничество с местной властью.

Конечно, чисто с моральной и этической стороны, мы были бы рады, если бы то, что принадлежало детям – территория «Солнышка» – к ним бы и вернулось. Для возможных инвесторов и меценатов это был бы мощный знак, сигнал и приглашение к конкретному сотрудничеству. Но правда жизни такова, что дети не у всех и не всегда стоят на первом месте. Время покажет, что в сознании принимающих решения окажется важнее.

Таганрог – особое место; недаром он так привлекал трёх императоров – Петра Первого, Екатерину Вторую и Александра Первого. Мы могли бы этим проектом вернуть ему всемирную известность.

Пройти от старта до первого звонка в новом уникальном учебном заведении, по мнению нашего собеседника, можно и за два года. Но старт, увы, пока так и не дан. Однако к нынешним препонам профессор Непомнящий относится привычно, по-философски:

— В мире действует единство трёх сил: созидания, сохранения созданного и его растворения. Когда затеваешь большое и новое дело, обязательно будет большое противостояние, проверяющее нас на крепость и устремлённость, закаляющее и развивающее нас. Если бы у нас была широкая поддержка, мы бы в прошлом году уже фундаменты залили.

Желающие поддержать проект могут получить исчерпывающую информацию о нём на сайте integraledu​.ru.

Анатолий Владимирович Непомнящий – директор научно-образовательного центра психолого-педагогических технологий Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ, кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор. Автор серии книг «Введение в интегральную антропологию». Его докторская диссертация была посвящена именно интегрированию гуманитарного и технического образования. Вот уже 30 лет своей жизни он посвятил интегральному образованию. За это время им подготовлена целая плеяда единомышленников, которые, получив технические специальности, впоследствии стали кандидатами и докторами психологических и педагогических наук. Только по специальности «Прикладная информатика в психологии» выпущена не одна студенческая группа. Многие достигли больших вершин. Среди них – Наталья Лызь – д. пед. н., профессор, зав. кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности ИКТИБ ЮФУ; Александр Лызь – к. т. н., специалист в области инженерной психологии, зам директора ИКТИБ ЮФУ; Михаил Картавенко — к. психол. н., специалист в области информационных технологий; Наталия Познина – к. психол. н., инженер в области медицинской техники, зам. директора ИКТИБ ЮФУ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *