Откровенно о театре, губернаторах, мэрах и актерах

В культурной жизни Таганрога чеховские фестивали уже стали традиционными. Каждой весной проходит книжный фестиваль. Лето завершается кинофестивалем. Осень – время театрального фестиваля «На родине Чехова». Каждое из этих, на мой взгляд, основных мероприятий в сфере культуры имеет свой круг поклонников, который из года в год расширяется. И у каждого участника фестиваля остаётся в памяти то, что показалось ему самым значительным. Мне, например, хочется выделить заключительную встречу на театральном фестивале.

Это встреча журналистов с известными театральными  критиками России – главным редактором журнала «Театральная жизнь» Олегом Ивановичем Пивоваровым и доктором искусствоведения, профессором РАТИ( бывший ГИТИС) Ниной Алексеевной Шалимовой. В отличие от официальной и чисто информационной пресс-конференции, которая состоялась перед началом фестиваля, на этот раз получилась доверительная беседа не только об итогах, но и о российском театре и отношении к нему в разных регионах страны.

Прежде всего, было отмечено, что театральный фестиваль «На родине Чехова» был по-настоящему международным, без натяжек. Если иногда он считался таким несколько условно, когда, скажем, приезжал только один театр из Украины, то теперь были представлены Корея, Испания и Израиль. По общему мнению критиков, уровень фестиваля очень высокий, и главная его черта – качество подобранных спектаклей: без театральной пошлости, нелепости и стремления «осовременивать» пьесы на потребу примитивного зрителя.

– Ошеломительное впечатление произвел корейский театр, – сказал Олег Пивоваров. – Хотя я опасался того, как будет выглядеть русская пьеса в исполнении корейских актеров. Прекрасные спектакли показали Санкт-Петербургский театр комедии, Омский театр «Галёрка», Нижегородский академический театр драмы им. Горького – чеховский «Вишнёвый сад». Если бы фестиваль носил другой характер, оценочный, то на победу вполне мог бы претендовать Таганрогский театр со спектаклем « Прощальная гастроль князя К.» по повести Достоевского «Дядюшкин сон».

Возник резонный вопрос, интересующий многих таганрожцев: по мнению критиков, мог бы этот спектакль претендовать на участие в фестивале «Золотая маска»? Или провинциальному театру там вообще ничего не светит, поскольку всё решают деньги, и очень большие?

– «Золотая маска» – это самый пафосный, самый масштабный фестиваль, и поэтому наиболее известный, – пояснила Нина Алексеевна Шалимова. – Но важно учитывать его формат. «Золотая маска» ориентирована на спектакли, которые «взламывают» культурную традицию, освежают, добавляют. И, как при «взломе» бывает, что-то теряют. Там больше ценится новизна, а сохранность театральной культуры – меньше. Ориентация на активную новизну существенно снижает количество спектаклей театров России, которые могут быть представлены на фестивале «Золотая маска». В итоге я знаю целый ряд художественных руководителей, которые принципиально не подают и не выдвигают своих спектаклей на этот фестиваль именно из соображений мировоззренческих, имея в виду художественное мировоззрение. «Золотая маска» объявила себя однажды национальной театральной премией, но безоговорочными её решения не назовёшь.

– То, что «Золотая маска» так себя позиционирует – предмет самой острой дискуссии, – добавил Олег Иванович. – Театр не может быть кастой. А тут каждый сезон одни и те же непременные перипетии, скандалы. Иногда участие в «Золотой маске» – это не лучшая рекомендация.

– Есть другие фестивали, – продолжила Нина Алексеевна, – где сохраняется традиционная театральная культура. Например, «Золотой витязь». Там та художественная направленность, которая для Таганрогского театра является программой, может быть высоко оценена. И когда «Прощальная гастроль» доведётся, обживётся, то вполне может быть представлена на этом фестивале. Интересный фестиваль проводится и в Белгороде: «Актеры России – Михаилу Щепкину». Вашему театру стоит заблаговременно подумать, что туда предложить. Самое страшное для театра, как и для человека, забрести не на свою улицу и попасть на чужой праздник.

Критиков попросили поделиться своими наблюдениями, в каких регионах и как областные и городские власти помогают театрам.

– А вот тут надо поаплодировать «Золотой маске» за то, – подчеркнула Нина Алексеевна, – что у них есть такая позиция как персональная награда руководителю за поддержку театров. Если не ошибаюсь, когда-то такую награду получил прежний губернатор Ростовской области Владимир Чуб. Тогда была оказана серьёзная поддержка Таганрогскому театру и Ростовскому музыкальному. Но это было уже давно… Меняются власти, меняются их привязанности. Но сейчас тоже есть города, где губернаторы, мэры и театры – не на противоположных сторонах жизни. Взять тот же Белгород – из какого сарая сделали отличный театр! В Омске к театрам и актёрам такое отношение, что можно позавидовать. А в Тюмени новый театр ничем не уступает Александринке. Ладно, это крупные города, но отношение к театру хорошо проявляется и в маленьких городах. На фестивале в Новочеркасске, к примеру, мы видели, как мэр беседовал с актерами и гостями, о чем-то расспрашивал, с ним все здоровались. Ощущалось, что он там – человек свой, хочет обо всем знать, как говорится, из первых уст. Таганрогскому театру тоже грех жаловаться, нашли же средства на проведение фестиваля. Но то, что он удался – это всецело заслуга вашего художественного руководителя Сергея Давыдовича Герта и всего коллектива театра. Всех участников фестиваля поразила безукоризненно организованная работа при подготовке спектаклей. С таким темпом не всякий театр смог бы справиться, да ещё с хорошим качеством.

– Но вот что нас удивило, честно скажу, – продолжил Олег Иванович. – На закрытии международного фестиваля не было мэра или его зама, отвечающего за культуру. Не было даже никого из управления культуры. Думаю, что ответственным лицам было бы полезно принять участие и в нашем сегодняшнем разговоре. Может быть, тогда они иначе взглянули бы на уровень фестиваля, и у нас не возникало бы тревоги о его судьбе. Ваш фестиваль – уже не только ваш фестиваль, это общероссийское достояние. Город Чехова, его музеи и театр – это градообразующая духовная доминанта. Простите за высокопарность, но это так. И никак нельзя вашему руководству допустить, чтобы из-за наших финансовых проблем такой фестиваль погиб, когда заметно выросла его популярность и становится всё больше желающих в нём участвовать. Он же проводится не для театра, а для города, его успех повышает авторитет Таганрога и его власти. И ещё кое-что мне непонятно. В театре, имеющем очень сильный актерский состав, есть, по меньшей мере, два прекрасных актера, заслуживающих более высокого признания. Это заслуженный артист РФ Сергей Герт, который давно достоин звания народного. И Татьяна Шабалдас – даже удивительно, что такая актриса не имеет звания заслуженного артиста РФ. Они могли бы стать украшением любого сильного театра, но преданы Таганрогу. Этот факт тоже говорит о внимании к людям, которые посвятили свою жизнь театральному искусству. Но, прощаясь, я всё же надеюсь, что мы встретимся осенью 2014 года на родине Чехова, и Таганрог нас опять удивит и порадует.

 

Галина Ткаченко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *