Администрация Таганрога разъяснила должны ли собственники ТКО передавать отходы региональному оператору?

Проблема утилизации и обезвреживания твердых коммунальных отходов является одной из наиболее актуальных в области охраны окружающей среды для всех крупных городов. Одной из основных задач, стоящих перед городом в области обращения с твердыми коммунальными отходами является плановый переход на оказание данного вида услуги региональным оператором по Неклиновской зоне.

С января 2016 года в федеральном законе от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» появились положения, предусматривающие разделение правового регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и отходами, не являющимися ТКО. К примеру, законодательно:

— установлен запрет на применение ТКО для рекультивации земель и карьеров;
— определен надлежащий плательщик платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — HBOС) при размещении ТКО;
— предусмотрена необходимость заключения собственниками ТКО договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.

С применением первых двух пунктов практически все понятно. Третий пункт у многих хозяйствующих субъектов  города Таганрога вызывает  много вопросов, касающихся работы регионального оператора. Рассмотрим наиболее часто задаваемые вопросы хозяйствующими субъектами.

1.    Необходимо ли рассматривать положение, предусмотренное пунктом 4 статьи 24.7 федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», как установленную обязанность собственников ТКО передавать коммунальные отходы исключительно региональному оператору по договору на оказание услуг по обращению с ТКО?
Пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что «собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления».

Несмотря на то, что  данное положение не содержит непосредственного указания на порядок и особенности передачи ТКО их собственниками иным лицам (не региональным оператором), не устанавливает непосредственный запрет на заключение собственниками ТКО договоров, предусматривающих передачу ТКО иным лицам (не региональным операторам) наряду с заключенным договором с региональным оператором и не провозглашает абсолютную монополию региональных операторов на обращение с ТКО. Тем не менее, нельзя не отметить, что подобные действия могут быть истолкованы как нарушение пункта 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ.

Вывод: Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с лицами, не являющимися региональными операторами, может рассматриваться как прямое нарушение указанного положения закона.

2.    Вправе ли собственники ТКО самостоятельно размещать отходы на эксплуатируемых объектах размещения отходов без заключения договора с региональным оператором?

Пунктом 6 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ определено, что «юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора  с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО».

До 31 декабря 2017 года вопрос оставался открытым и весьма спорным. Формально в законодательстве отсутствовали положения, позволяющие собственникам ТКО самостоятельно обращаться с ТКО при наличии соответствующих мощностей. С внесением изменений в Закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Законом от 31.12.2017   № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данная проблема частично нивелирована.

Если рассмотреть внимательно ряд обязательных условий для возникновения у собственника ТКО права на отказ от заключения договора с региональным оператором, то в этом случае собственнику отходов необходимо будет выполнить следующие обязательные условия, а именно:

— лицо, в процессе деятельности которого образуются ТКО ( собственник отходов), должен являться юридическим лицом (ИП при прочих равных условиях такое право не предоставлено);
— лицу на основании права собственности или на ином законном основании должен принадлежит объект размещения отходов (включенный в ГРОРО, соответствующая лицензия на деятельность и др.);
— данный объект размещения отходов расположен: в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, либо на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.

Соблюдение указанных условий является обязательными для применения пункта 6 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, так как одной из целей реформирования правового регулирования в сфере обращения с ТКО является централизация движения отходов в пределах территории субъекта РФ.

3.    Что произойдет с ранее заключенными договорами на оказание услуг в области обращения с отходами после заключения собственником ТКО договора с региональным оператором?

Частью 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определено, что «договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действует до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО». Пунктом 6 правил обращения с ТКО, утвержденных Правительством РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» установлено, что « региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора».

Действующими нормативно-правовыми актами допускается действие договоров, заключенных собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, с момента определения в субъекте РФ регионального оператора в течение периода, необходимого:

— для направления региональным оператором собственникам ТКО предложений о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора;
— прохождения процедуры заключения соответствующего договора.
При этом с момента заключения договора с региональным оператором договоры, заключенные ранее с собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, прекратят свое действие.

Источник: tagancity.ru

 

 

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (918) 895-78-18 (Viber, WhatsApp).
Звоните, если хотите предложить интересную тему или задать вопрос представителям власти.
Подпишитесь на нашу группу в Инстаграмме.
Наше издание в соцсетях: ОдноклассникиFacebookВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *