Энцо Розамилья: Между русскими и итальянцами много общего
Итальянский фотохудожник Энцо Розамилья из тех людей, для интервью с которыми можно и не искать информационный повод. Однако, он есть: 13 декабря Энцо Розамилья приедет в Таганрог, чтобы возглавить жюри фотоконкурса, посвященного историческому фестивалю «Оборона Таганрога 1855 года».
С идеей фотоконкурса выступили организатор фестиваля — депутат городской Думы Таганрога, директор КГ «Советник» Елена Сирота и соорганизатор и ответственный за морскую часть реконструкции, депутат городской Думы Таганрога, гендиректор ООО «Полимерпром» Геннадий Бородин. В течение недели конкурсная комиссия определит победителей в разных номинациях. Награждение состоится 19 декабря в Таганрогском театре имени А. П. Чехова.
Почему организаторы предложили именно Энцо Розамилья возглавить жюри фотоконкурса? Чтобы ответить на этот вопрос, интересующий многих участников фотоконкурса, нужно вернуться в 2013 год, в Таганрог, на улицу Гарибальди (как символично!), в арт-галерею “Белка и Стрелка”, где Энцо впервые представил на суд российских зрителей выставку «Знаки времени» («Segni nel tempo»).
В основе экспозиции – многолетние исследования различного художественного материала, всего того, что может быть арт-объектом — вывески, надписи на стенах и интересные архитектурные конструкции. Например, в серию снимков под названием «Солнце Помпеи» вошли работы, в которых отчетливо можно увидеть игру материальной основы из особой бумаги Amalfi, частей различных строений и небольшой фрески, показывающей картинки далекого прошлого. На следующих снимках можно увидеть, что фотография способна быть не только беспристрастным хроникером, а предметом изобразительного искусства.
«Знаки времени» была организована Викторией Барвенко, которая сейчас выступает в качестве одного из члена жюри фотоконкурса. А в 2015 году в Таганрогском Художественном музее и Ростовском областном музее изобразительных искусств состоялись персональные фотовыставки Энцо “Сквозь зеркала: Чехов”, посвященные юбилею писателя.
Далее был цикл, посвященный Фаине Раневской, уроженке Таганрога, фотовыставки в Москве на Манежной площади и в Литве, новые проекты и встречи. Тем не менее во всех интервью Энцо Розамилья подчеркивает, что для него Таганрог стал второй родиной. Я встретилась с Энцо и поговорила с ним о Таганроге и фотоконкурсе, ролевых моделях и искусстве, его семье и вдохновении.
— Каковы ваши впечатления от Таганрога и юга России, в целом? Не кажется ли вам, что темпераменты итальянцев и россиян, живущих здесь, на юге, схожи?
— Я был по-настоящему потрясен, как принимали меня и мои выставки ростовчане и таганрожцы. Я видел столько заинтересованных людей – и художников, и фотографов, и студентов, и просто тех, кто любит фотографию. Мне кажется, что и в Ростове-на-Дону, и в Таганроге люди бережно относятся к своей истории, всячески стремятся сохранить объекты культурного наследия. Например, я с огромным интересом посетил памятные места, связанные с именем Антона Чехова. Что касается похожести наших темпераментов… Вы, конечно же, правы, например, ваше гостеприимство и умение расположить к себе человека очень схоже с итальянским. Поездки в Россию, думаю, были очень продуктивными для меня. Я надеюсь, что в ближайшем времени появится целая серия работ об архитектуре, скажем, такой сравнительный анализ итальянской и русской архитектуры.
— Сейчас есть много высококлассной фототехники, позволяющей делать качественные снимки даже начинающим. Но не секрет, что наличие камеры не сделает человека Мастером с большой буквы, Художником, способным увидеть то, чего не видят другие. Когда вы впервые почувствовали, что воспринимаете мир через объектив фотоаппарата?
— Верно… Сейчас посредством новых цифровых технологий каждый может почувствовать себя художником. Но хорошая камера еще не гарантия интересных снимков. Фотограф-художник отличается от фотографа-ремесленника наличием творческой составляющей, с помощью которой он передает свою особую чувствительность к миру. Поиск Того Самого Кадра — это поистине волшебный момент, ради которого ты готов на многое. Да, новые уникальные технологии – это прекрасно, но вместе с их обретением мы многое утратили, в том числе и профессионализм, которым обладали старые опытные фотографы. Именно поэтому мы сейчас видим такое количество откровенно плохих и бессодержательных фотографий.
— Энцо, мне сейчас вспомнились слова фотографа Анри Картье-Брессона о том, что фотография – это способ жить…
— Да, все так… Мне кажется, что процесс появления фотографии на свет-это настоящая магия. Вообразите только все таинство – вы находитесь в темной комнате, священнодействуете там, ощущаете себя причастными к особому творческому процессу. И это просто невероятно. Все это придает фотоснимку особое очарование, которого нет у цифровых изображений, механически появляющихся на свет. У таких картин нет души, они холодны, как лед
— Расскажите о своих учителях, кто привил вам любовь к искусству? Кого вы вспоминаете с благодарностью?
— Моим первым учителем был мой брат Антонио, который, увы, уже ушел из жизни. Он был фотографом. Мне было 13, когда я впервые вошел в темную комнату, в то время как мой брат проявлял фотопленку. До сих пор помню этот момент так четко, будто это было вчера… Я видел, как на простом листе вдруг появляется жизнь, я был просто потрясен! Этот момент я до сих пор вспоминаю с неизъяснимым волнением. С тех пор я не расставался с фотоаппаратом. Потом я учился в художественном лицее, а затем в Академии delle Belle Arti, где изучал историю искусств. Я вдохновлялся творчеством великих художников. Ман Рей, Анри Картье-Брессон, Энди Уорхол… Все эти имена стали моими ориентирами в искусстве.
— Откуда вы черпаете вдохновение? Что это или кто — природа, искусство, история, кинематограф?
— Женщины и природа вдохновляли меня всегда! Они дают мне эмоциональный и творческий потенциал для реализации своих творческих планов. Но что тут говорить… Все это вы можете увидеть сами, на моих снимках.
— Глядя на ваши картины, зритель восхищается глубине их цветового и композиционного решения, в каждой из ваших работ есть особый подтекст, о котором еще говорил Станиславский. А каковы ваши принципы в искусстве?
— Пожалуй, перечислю тех, кого смело могу назвать своими кумирами. Леонардо да Винчи, Джотто, Пит Мондриан, Густав Климт, Энди Уорхол, Ман Рэй, Александр Родченко, Марк Шагал, Караваджо – в изобразительном искусстве. В кинематографе — Федерико Феллини, Пьер Паоло Пазолини… Перечислять можно довольно долго.
— Чему вы учите своих студентов? Основам композиции, технике или чему-то особому, например, умению видеть удивительное в обычном?
— Со всеми моими учениками у меня хорошие отношения. Я учу их истории фотографии применительно к живописи и искусству, в целом. Конечно, в моих уроках есть и теория, без которой нет профессионализма, например, умению выставлять свет, видеть кадр, выстраивать композицию. Обязательно я учу их терпеливо наблюдать за природой и окружающим миром. Знаете, так приятно видеть, как твои ученики растут в профессии.
— «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Можно ли сказать, что творческое кредо Антона Павловича Чехова может быть применимо и к вам?
— Я много думаю о том, что человек, имея интеллект и творческое начало, разрушает, вместо того, чтобы созидать, улучшать то, что имеет. Мы лишь, увы, потребители. У нас нет никакого уважения к лесу, к животным и птицам, к природе, в целом. Пока мы не поймем, что мы лишь частичка природы, мы будем страдать.
— Совсем недавно в интервью «Российской газете» посол Италии в России Паскуале Тарраччано отметил взаимный возрастающий интерес к различным культурным событиям, которые проходят в наших странах. По мнению Терраччано, именно культура станет той базой, которая будет объединять нас в будущем. Как вы считаете, способен ли фотоконкурс «Оборона Таганрога 1855 года» стать такой базой?
— Первый раз я познакомился с Таганрогом в 2013 году. Тогда состоялась моя персональная фотовыставка, я привез несколько десятков моих фоторабот. Я гулял по Таганрогу, слушал рассказы об истории вашего города и был поражен тому, что здесь жили многие итальянцы, в том числе и важные исторические персоны, художники, артисты, певцы, предприниматели. Например, здание таганрогского театра было сконструировано итальянским архитектором. Город буквально пронизан культурой. А мое присутствие в роли главы жюри фотоконкурса «Оборона Таганрога 1855 года» еще больше усиливает эту историческую связь. И я в этом отношении абсолютно согласен с господином Терраччано, что люди объединяются на уровне культурных связей, прежде всего, а только потом на уровне экономических и политических. И именно поэтому этот фотоконкурс так важен сейчас, в то время, когда формируются новые связи и отношения между нашими странами.
— Знаю, что вместе с Викторией Барвенко вы готовите таганрожцам сюрприз, открытие новой выставки. Когда и где она будет показана?
— Да, в арт-галерее “Белка и Стрелка” в рамках выставки “Италийская ментальность” будет показаны мои работы, которые еще не видели российские зрители. Это очень яркие, неоднозначные работы, в которых много солнца, любви, страсти, огня, жизни. В них много нашего южного характера, когда время, человек и природа находятся в гармонии. Я не хотел бы открывать все секреты заранее, хочу, чтобы зрители увидели все своими глазами.
Надежда Феденко
Официальный аккаунт Энцо Розамилья в Facebook:
Официальная группа фотоконкурса в Facebook:
Официальная группа фотоконкурса в VKontakte:
Информационная справка
Энцо Розамилья (Enzo Rosamilia) – итальянский фотограф и художник. Образование получил в неаполитанской Академии искусств (L’Accademia di Belle Arti di Napoli), преподает фотографию в Художественном лицее города Салерно (Liceo Artistico). Фотоискусством занимается уже около 50 лет. Разработал уникальный способ, позволяющий закреплять фотоизображение на бумаге ручной работы, произведенной в городе Амальфи (провинция Салерно, Италия) и ценимой художниками несколько веков за особые свойства текстуры. Каждое изображение мастера колорировано вручную с помощью специальных эмульсий, что придает произведению вид живописных работ мастеров Ренессанса.
Высокая художественная ценность каждой работы была оценена искусствоведами и частными коллекционерами. Работы Энцо Розамилья находятся в лучших музеях современного искусства Италии, России, Франции, Испании, Соединенных Штатов, Бразилии, Кореи, Бельгии, а также в частных коллекциях.
Оригинальное название техники: Fotografie stampate su carta di Amalfi emulsionata e colorate a mano — фотографии, напечатанные на эмульсионной бумаге Амальфи и раскрашенные вручную.
Серии работ Энцо Розамилья:
«Tracce» («Следы»), «Sulla soglia» («На пороге»), «Il sole di Pompei» («Солнце Помпеи»), «Messe in scena» («Постановки»), «Seduzioni riflesse» («Отраженные соблазны»), «Oltre» («По ту сторону») — 1981 -2014, “Attraverso lo sguardo di Cechov” (“Сквозь зеркала: Чехов” — представлены в Таганрогском Художественном музее и Ростовском музее изобразительных искусств, 2015 г., Библиотека искусств имени Боголюбова, Москва, 2017 год), выставка работ на Манежной площади в рамках Российской экологической недели в Москве — 2017 год, “Исторические арии” — календарь, 2017 год, “Братья Розамилья”, Литва, коллективная выставка, 2018
Работы Энцо Розамилья приобретены для следующих галерей и музеев:
Departement des estampes et photographie, Bibliotheque National, Parigi, Kunsan’s University, Corea.
Fototeca 3M, Milano, Archivio della Biennal de Sào Paulo “Brasile”, Museo dell’informazione, Centro Documentazione Fotografica (CDF) Senigallia, Kent’s Art Colletion , Kent, Washington, USA.
Fototeca, Posada de Potro, Cordoba, Spagna,Museo Ken Damy, Brescia, Italia.
Museo dell’immagine fotografica e delle arti visuali dell’Università di Roma Tor Vergata, Italia.
Centro Cultura Huy- Liegi, Belgio.
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (918) 895-78-18 (Viber, WhatsApp).
Звоните, если хотите предложить интересную тему или задать вопрос представителям власти.
Подпишитесь на нашу группу в Инстаграмме.
Наше издание в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте.