История одной аварии

Директор МУП «Управление Водоканал» Евгений Плетменцев рассказал «Новому курьеру» о причинах недавней аварии на водоводе и о том, как она была устранена.

 «Всё началось с субботы, 13 января, когда в результате сгонных явлений резко ушла вода, — вспоминает Евгений Викторович. – Тогда пришлось подключать водозабор в селе Троицом, который обычно используется только летом. В зимнее время стараемся отключить его в целях экономии электроэнергии. Однако, при резком снижении уровня воды на основном водозаборе в районе хутора Дугино — в Большой Каланче и Мертвом Донце, иного выхода не было».

Когда ветер утих настолько, что подача воды из основного водозабора уже могла быть восстановлена, и произошла авария на трассе между Недвиговкой и Танаисом.

«Сначала причины были неизвестны, из-под земли просто пошла река, — рассказывает Плетменцев. — От водозабора к городу идут две трубы, одна из них диаметром 800 мм, вторая – 1420 мм. В зимний период обычно хватает большой. Давление в ней достигает 15 атмосфер. Оно необходимо, чтобы поднять воду на самую  высокую точку – 101 метр в районе Вареновки. Оттуда вода скатывается вниз в Таганрог, где на пер. 7-й Новый находится водоочистные сооружения.

Чтобы в субботу и воскресенье не оставить город совсем без воды, пришлось не отключать подачу, чтобы вода поступала хотя бы частично.

— Тогда ещё вы не раскопали место аварии?

— Добраться до повреждения удалось в понедельник ночью. Глубина залегания трубы – 3-4 метра. Земляные работы велись до 4 утра. В результате выяснился характер аварии: труба просто лопнула поперек. С четырёх часов утра в работу включилась бригада Водосети, которая ещё с вчера была на месте и ждала момента, чтобы приступить к ликвидации аварии.

Сварочные работы, которые вели две бригады, оказались очень непростыми. При разрыве трубы произошёл сдвиг, так что прежде чем ее сварить, было необходимо закрепить края скобами. Чтобы производить работы внутри трубы, в ней был вырезан небольшой люк, в который смогли спуститься сварщики.

— Когда была проложена эта труба и какова степень ее износа?

— Труба достаточно новая, она прокладывалась в 1994 году. При этом была произведена мощная облицовка бетоном. Так что причины пока не выяснены. Возможно, сказались какие-либо подвижки грунта, связанные с изменением  температурного режима.

— Вариант укладки трубы, не соответствующей технологическим требованиям, тоже не исключён?

— Не стоит гадать — причины этой аварии будут выясняться, так что пока делать выводы рано. Кстати, пролегающая рядом труба диаметром 800 мм – гораздо старше. Она прокладывалась ещё в конце 60-х годов прошлого века и вот там – настоящая «сборная солянка», есть даже бетонные участки. Однако, именно эта труба и выручила в критический момент. Мы запустили ее в воскресенье днём и Таганрог без воды не оставался. Чтоб вести работы, нужно было ночью подпитать город водой — на следующий день, на понедельник.

На очистных сооружениях у нас постоянно имелся резерв порядка 10-15 тысяч кубов воды. Даже в то  время, когда мы подвозили воду цистернами по заявкам, поступающим от жителей, управляющих компаний, коммунальных служб.

— Были жалобы на недостаточно оперативную доставку.

— Да, мы просто физически не могли одновременно привезти воду по всем заявкам. Всего работало 13 машин. И за сутки развезли свыше 800 кубометров воды.

— В официальных сообщениях говорилось, что вода подаётся пониженным давлением. Потребители жаловались, что её нет вовсе.

— Давление в городской сети было около двух атмосфер вместо обычных пяти. Из-за рельефа местности Таганрога где-то была вода, где-то отсутствовала. На нижних этажах могла быть, а на верхних – нет. Жители Русского поля нехватку воду серьёзно ощутили лишь в понедельник, когда мы вовсю уже вели сварочные работы.

— Кстати, таганрожцы, посмотревшие видеоролик о ликвидации аварии, размещенный в сети, упрекают вас в нарушении  техники безопасности проведения этих работ…

— Даже не отрицаю. Мы действовали в чрезвычайных условиях и должны были устранить аварию в кратчайшие сроки. И мы справились с этой задачей своими силами. У нас не пришлось объявлять режим ЧС и финансировать ремонтные работы из бюджета.

— Когда завершилась эта операция?

— Сварочные работы, начавшиеся с 8 утра понедельника, продолжались до 21 часа. За это время были наложены скобы, обновлен стык, проварен изнутри и снаружи. Пришлось сделать множество сварных швов, чтобы обеспечить небходимую жесткость водоводу, которому предстоит выдержать напор тысяч тонн воды.

После того как труба была сварена, начали постепенно «набивать» систему. Для этого по всей трассе, протяженность которой около 50 километров, последовательно открывались воздушные клапаны. Около трёх часов ночи вода пришла в город на очистные сооружения. Потом начался процесс очистки, а в утром начали наполнять городскую магистральную сеть. Кстати, до Таганрога из Дугино вода идет около 17 часов.

Беседовал Виктор ГАЛЬПЕРИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *