«Магия акварели» во Дворце Алфераки: неповторимые моменты века

В таганрогском историко-краеведческом музее (дворец Алфераки) открылась  выставка «Магия акварели». Посетителям презентовали работы из коллекции Ростовского областного музея изобразительных искусств, где хранится более 300 тысяч произведений. Помимо акварелей, написанных в середине 20-го века, в экспозиции присутствуют и современные — пейзажи, портреты, натюрморты Александра Герасимова, Георгия Рейнера, Александра Тимофеева, Владимира Сухорукова и других художников.

Значимости экспозиции прибавляет работа народного художника СССР А.М.Герасимова, путешествующего в начале 1950-х годов по Индии. Он запечатлел образы городов акварелью. Не менее интересны картины ростовских художников, таких, как Виктор Лень, в своё время возглавлявший ростовское отделение Союза художников СССР.

Новый выставочный проект популяризирует творчество донских художников, способствует развитию связей между музеями региона.

Чем ценны все эти картины, выполненные в такой, на первый взгляд, лёгкой технике как акварель? Раскрывая значимость акварели в мировой живописи, старший научный сотрудник музея Алла Августовна Цымбал кратко рассказала об истории этой техники. Оказывается, наши первые мазки «водянистой краской» из детства имеют огромный исторический подтекст: получив начало в Китае во II веке (по сути, с начала изобретения бумаги), во время распространения бумаги по миру, особенно в Европе, акварельная живопись начинала интересовать всё больше мастеров. Таким образом, в историю акварели вошли такие мастера графики, как Альбрехт Дюрер, Антонис ван Дейк, Клод Лоррен. В 19 веке акварель уже стали считать серьёзным отдельным направлением в живописи. Но более всего акварель получила признание в советское время. Проводились многочисленные выставки, технике акварели учились многие художники. И именно работы таких художников, как учеников советского художника Александра Дейнеки, выставлены сейчас в музее. В таком контексте представленные работы воспринимаются ярче и значительнее.

Как говорил Герман Гессе, сам интересовавшийся акварелью: «Каждый художник желает бессмертия». Мастера акварели движутся в этом направлении двумя путями. Акварельные техники условно делят на «мокрые» и «сухие». Эти два способа кардинально отличаются как по итоговому рисунку, так и по задачам, которые стоят перед художником. Акварель «по-сухому» можно сравнить с быстрым наброском, с фотографией, ведь у художника есть только одна возможность написать картину. Это не масло, где краску наносят слоями. Таким образом, картина получается лёгкой, даже прозрачно-воздушной. Картины такого плана скорее можно назвать графикой. Вторая техника «по-мокрому», отличается тем, что художник рисует как бы слоями, дожидаясь их высыхания. Дискуссии искусствоведов о том, графика акварель или нет, продолжаются. Но так или иначе, главной задачей акварели остается передача чувства через цвет. Именно цвет — главная особенность акварели. Художник может накладывать, смешивать цвета так, что определить, к какому определённому цвету палитры относится тот или иной оттенок может быть трудно. Но получить удовольствие от встречи с произведением это не мешает.

«Искусство должно дарить радость и счастье. Иначе в нём нет смысла», —подчёркивает Алла Цымбал. 

В день открытия на выставку пришли зрители разного возраста, в том числе и юные любители живописи. И магия акварели сработала. Думается,все эти картины, написаны ли они в старинном индийском городе на закате, на ветреной вершине гор одного из Курильских островов, или во дворе завода «Ростсельмаш», — словно волшебные окна, точно передающие свет и атмосферу места, переносят зрителя в миры, запечатленные десятилетия назад. Именно это роднит акварель с поэзией — возможность фиксировать момент, способность сохранить в вечности своё, неповторимое чувство. В этом можно убедиться, посетив экспозицию, которая открыта до 14 мая.

Арсений ШУРИНОВ, фото предоставлено Таганрогским государственным литературным и историко-архитектурным музеем-заповедником (ТГЛИАМЗ).