Надежда Феденко: Творчество это всегда работа над собой и преодоление страха

Книга таганроженки Надежды Феденко со вдохновляющим названием «Пиши как боженька. Учимся у мастеров слова», вышедшая в московском издательстве «АСТ», о творчестве, вдохновении и писательском мастерстве. На примерах текстов признанных мастеров художественного слова автор предлагает разобраться, как победить страх «белого листа» и другие «творческие страхи», овладеть инструментами, нужными для создания литературных текстов. Чем это издание отличается от других книг по писательскому мастерству и каким оказался первый опыт работы с одним из крупнейших издательств, Надежда Феденко рассказала Ntk-61.ru.

Ещё в институтскую пору меня «терзали смутные сомнения», что тексты, которыми нас пичкали в школе на уроках литературы, созданы не только, чтобы сводить с ума школяров и студентов. Что Пушкин, Гоголь, Чехов, Бунин, и даже, о боже, Толстой, а также Джойс, Моэм, Набоков, Пруст и другие — это абсолютно реальные, «живые» люди, а вовсе не похожие друг на друга пыльные портреты в кабинете литературы, — вспоминает Надежда Феденко. — Мало того, оказалось, что и персонажи, созданные этой «могучей кучкой», иногда выглядят куда реальнее и интереснее тех людей, которых мы каждый день встречаем на улицах. 

Поэтому хотелось раскусить, понять — КАК это написано? Чем, помимо гениальности, таланта, магических литературных  способностей нужно еще обладать, чтобы слова сводили с ума, вдохновляли, заставляли думать, смеяться, плакать, словом, ЖИТЬ

Потом я окончила институт, аспирантуру, родила двоих детей, преподавала, написала и отредактировала километры текста, сто раз писала и бросала свой роман (правда, раз сто), снова училась и снова писала, брала интервью у разных удивительных собеседников, влюбленных в свое дело, создала подкаст «Ночное» о взаимосвязях русской и итальянской культуры…

И вот теперь, уже как внимательный читатель, я вижу, что слово, которым мы владеем, это самое настоящее сокровище. Всякий раз, когда мы мучаемся страхом «белого листа», вновь и вновь удаляем из ворда или гуглдока первое предложение, чувствуем беспомощность и отчаяние перед будущим текстом.

Раздражение и злость, что не получается сразу и хорошо, а лучше сразу, хорошо и много. Стыд и неловкость за свои корявые тексты, которые никто никогда не прочитает, а если и прочитают, то обязательно публично засмеют, разве можно «со свиным рылом в калашный ряд», где ты, а где великЫйрусскЫй роман? Поэтому сворачивай-ка ты, матушка, свою лавочку, и займись чем-нибудь общественно полезным. Знакомо? 

В моей книге я предлагаю вместе перечитать знакомые и незнакомые тексты и поговорить про любовь. Любовь к словам, абзацам, метафорам, образам, удачно выстроенным диалогам. К тому, что нас выталкивает из рутины и заставляет погружаться в чужую жизнь, веря в написанное и гореть новыми идеями.

Вместе с читателем мы рассматриваем, какие приемы можно позаимствовать у признанных мастеров слова, и как их можно применить в собственных текстах. Это совершенно конкретные разборы, без заумных и сложносочиненных филологических штук. В конце каждой главы я предлагаю вам несколько упражнений, с помощью которых читатель сможет усвоить пройденное независимо от того, пишете ли вы текст в собственный блог, школьное сочинение, лирическую зарисовку или наброски к будущей книге. Я не предлагаю, как пушкинский Сальери, «поверить алгеброй гармонию», разложить творчество на молекулы и атомы, вовсе нет. Но я верю, что у нас есть все шансы справиться со страхами, овладеть конкретными инструментами, чтобы создать текст, который, возможно, станет началом вашего большого творческого пути.

— Возможно ли автору из провинции попасть в федеральное издательство?

— Да, на моем примере вы видите, что это вполне возможно. Можно сказать, я зашла в издательство через «парадный вход». Моя заявка была одобрена, после чего со мной заключили полноценный писательский контракт. Конечно, я не верила своим глазам, когда получила от ответственного редактора письмо, где мне дают согласие. Но моя книга — это не счастливая случайность, я это хорошо понимаю. Это сочетание многих факторов и все-таки моя природная целеустремленность. Я выросла в творческой среде, «за кулисами» театра, меня всегда окружали яркие творческие люди, я была юнкором газеты, а в 2001 году стала участницей первого Всероссийского форума молодых писателей России, который проходил в Липках в Подмосковье. Тогда со всей страны съехалась творческая молодежь, мы учились у наших гениев — Борис Васильев, Геннадий Юзефович, Олег Павлов, Виктория Токарева, Вячеслав Пьецух, Марк Розовский, Анатолий Найман. Тогда я поняла, что это моё, что у меня обязательно будет книга. В 2017 году сформировалась ее идея, я написала несколько глав и стала предлагать издательствам. Получала отказы, пока, наконец, не отозвались из «АСТ». Далее была большая работа над книгой, ее написание, редактура. Я выражаю огромную благодарность своему редактору — «крестной маме» Наталье Нефедовой, всем, кто сделал все, чтобы книга пришла к читателю. 

— А как к процессу литературного творчества относились мастера слова? Тоже терзались муками творчества?

— Конечно! Например, лауреату Нобелевской премии по литературе Гарсия Маркесу, написавшему роман «всех времен и народов» «Сто лет одиночества» и вовсе потребовалось такое своеобразное «разрешение» от коллеги по перу. Маркес вспоминает, что когда он прочел первую строчку рассказа Франца Кафки «Превращение», где главный герой превращается в насекомое, Маркес воскликнул: «Когда я прочитал это, то подумал, что до сих пор мне не встречались авторы, которые могли бы себе позволить писать подобное. Если бы я знал, что так можно, то уже давно бы начал писать! И я тут же засел за рассказы». Это речь о писательской смелости. 

— Как таганроженка, вы наверняка не смогли обойти своим вниманием творчество Антона Чехова?

— Конечно, куда же без «нашего всего»! И это не ирония. Для меня писать о Чехове — это как писать о Родине, о маме или отце. Какие идеально точные слова нужно подобрать, чтобы рассказать о любви? Я родилась и выросла в Таганроге Ростовской области, на малой родине Антона Павловича Чехова. Здесь все проникнуто его духом, с самого раннего детства мы ходили на экскурсии по чеховским местам, в магазин-лавку его отца Павла Егоровича, в дом, где родился писатель и в гимназию, в театр, библиотеку, построенную по проекту Федора Шехтеля, близкого друга Антона Павловича. Знаем, где стоит тот самый дом Шедеви, который стал прообразом дома Ионыча, а где – дом учителя гимназии Дьяконова, образ которого Чехов воплотил в рассказе «Человек в футляре». Ходили по базарной площади, где ходил и герой рассказа «Хамелеон»… Театр имени Чехова, где более 40 лет прослужил мой отец, актер театра и кино Анатолий Феденко. Мы ревностны и пристрастны, потому что для нас Чехов — это наше всё, Солнце. Чеховская проза входит в нас, как воздух, настраивая на восприятие реальности через его слово. Вот почему, приступая к чеховской главе, я чувствовала особую ответственность и трепет, даже беспокойство. Получится ли у меня найти нужные слова? Поэтому я решила вместе с читателем преодолевать этот страх, чтобы не прослыть «сапожником без сапог». 

— Какие чеховские произведения попали в поле вашего зрения?

— Это письма Чехова, где он приоткрывает дверь в свою читательскую лабораторию, Это пьесы «Чайка», «Вишневый сад», прозаические произведения «Крыжовник», «Хамелеон», «Дама с собачкой». На них я останавливаюсь подробнее. Чехову посвящены три главы.

— Каких авторов вы рекомендуете тем, кто хочет больше узнать о писательском мастерстве, сам попробует писать?

— Для меня абсолютно практической удивительной находкой стала книга-руководство для молодых писателей Виктора Шкловского «Техника писательского ремесла», написанная в 1927 году. Эта книга есть в электронном виде, ее можно без труда найти в Интернете. «Вот вам совет, который мы, профессиональные писатели, часто даем друг другу: начинайте с середины, с того самого места, которое у вас выходит, в котором вы знаете что написать. Когда напишете середину, то найдется и начало и конец, или самая середина окажется началом. Кроме этого, нужно иметь дома заготовки — готовые написанные куски статей, записи фактов, удачных выражений, фактические сведения,— которые всегда найдут себе место в статье и никогда не пропадут даром», — заключает Шкловский.

 На мой взгляд, это один из самых ценных советов, который может получить начинающий писатель.

— Каковы ваши советы тем, кто только начал вести свой блог, мечтает увидеть свои тексты опубликованными?

— Прежде всего, я рекомендую читать всех наших классиков, мастеров слова, каким бы банальным не выглядел бы совет. Обратимся к Шкловскому. Он советует: хочешь учиться писать — учись читать. Он призывает к тому, чтобы стать сознательным читателем, обрести навык вдумчивого, внимательного чтения. Следующий совет — научиться преодолевать страх «белого листа», об этом я рассказываю в главе о Гоголе, кстати, он дает весьма ценные советы на эту тему. Еще — приучить себя к систематическому труду. Без этого, уповая только на вдохновение, вы никуда не продвинетесь. Это непросто, но необходимо. Творчество, как бы банально это ни звучало, это всегда неустанный поиск, работа над собой, огромное трудолюбие и преодоление страха, лени, умение в самый трудный момент найти физические и душевные силы, чтобы не только быть верным своей мечте, но и воплотить ее, не опускать руки, верить в себя.

Фото Анастасии Мазюта