Нельзя распыляться…

Выдающиеся спортивные достижения требуют от спортсменов большой самоотдачи и ранней специализации. О мировых рекордах в плавании и секретах успеха рассказывает тренер плавательного бассейна «Прибой», мастер спорта России, чемпион Европы в категории Masters, рекордсмен России, чемпион юга России таганрогский пловец Алексей Поляков.

– Алексей, расскажите, как вы стали заниматься плаванием? Кто оказал решающее влияние на выбор этого вида спорта?

– Всё начиналось стандартно: пошёл по стопам старшего брата. Нас четверо, все пловцы. Начал заниматься, постепенно это переросло в более серьёзное отношение к спорту, в регулярные занятия.

– Можете припомнить свою первую победу?

– Это было лет двенадцать тому назад. Я участвовал в первых Заполярных играх в Воркуте. Финишировал тогда вторым, за братом, и получил свою первую медаль.

– Сейчас, когда вы титулованный спортсмен и, можно сказать, привыкли побеждать, ощущение победы для вас как-то изменилось?

– Ощущение победы вообще сложно передать. Каждую победу переживаешь по-новому. Когда в составе команды клуба «Бригантина» в прошлом году в Донецке мы установили мировой рекорд в мужской комбинированной эстафете четыре по сто метров в категории Masters, то это была, безусловно, приятная победа. Мы хотели поставить рекорд, и мы его поставили. Но командный рекорд и рекорд в личном первенстве – это разные вещи. В эстафете, к примеру, можешь показать не самый лучший результат, не тот, на который рассчитывал, тебя может вытянуть команда. И ценность такой победы для спортсмена немного иная.

– Хорошо, тогда каким спортивным достижением вы гордитесь больше всего?

– Своей первой золотой медалью в 2002 году на Международных юношеских играх стран Балтии и СНГ, мне было шестнадцать. Тогда мы выиграли в эстафете четыре по двести метров.

– Все спортсмены в какой-то степени люди суеверные. Есть ли у вас особые приметы? Считаете ли вы, что у пловцов должны быть особые отношения с водой, и какие они у вас?

– Наверное, у спортсменов есть какие-то суеверия, но не думаю, что это как-то влияет на результат. Не могу сказать, что у меня есть какие-то приметы или какой-то особый ритуал в день соревнований: скажем, сначала поесть, а затем умыться или, наоборот, сначала умыться, а потом поесть. На соревнованиях, прежде всего, я пытаюсь все ненужные мысли выбросить из головы и думать только о соревнованиях и ни о чём другом.

– Кто ваш главный соперник?

– Думаю, что соперник каждого спортсмена, прежде всего, он сам. Подготовка к соревнованиям требует много сил. Бывает тяжело, что-то не получается, из-за этого можно опустить руки и согласиться на второй результат. Но это плохая мысль. Не буду скрывать, у меня она иногда проскакивает. Но если сможешь себя перебороть – тебя ждут большие результаты.

– А существует конкуренция между братьями?

– К счастью, мы никогда на серьёзных соревнованиях вместе не выступали. К тому же, у всех нас разные дистанции. Младший брат плавает длинные – 800-1500 метров. Старший – 100-200 метров дельфином. Не скрою, у нас есть мечта, уже лет двадцать, выступить вчетвером. Надеюсь, это у нас получится через два года на чемпионате мира в Казани, в комбинированной эстафете.

– Часто взаимоотношения спортсмена и тренера довольно напряжённые, и между ними существует много разногласий…

– Да, пожалуй, вы правы, мне кажется, конфликт есть у всех. С той лишь разницей, что кто-то пытается держать его в себе, а кто-то его не скрывает. Мы с тренером сильно спорили: часто были ситуации, когда он требовал одного, а я стоял на своём. Но я благодарен своим тренерам: Людмиле Фёдоровне Шаляпиной, заслуженному тренеру России Аркадию Фёдоровичу Вятчанину, его жене Ирине Германовне. Они нас вытянули. Мы и сейчас общаемся.

– И все-таки, кроме спортивной составляющей, чему вы научились у тренера? Какой его совет вам запомнился? Следуете ли ему сейчас и что говорите сами своим подопечным?

– Я стал больше понимать тренера в том отношении, что нужно быть терпимее к своим спортсменам. Я третий год тренирую детей и понимаю, как тренеру было тяжело: одному ребёнку можно дать стандартное упражнение, и он его выполнит, а другому нужно пробовать одно, другое, третье… Начинаешь искать способы, как объяснить ему это задание, ищешь что-то индивидуальное, что бы ему подошло. И это нужно делать без эмоций, тихо, спокойно.

– Чем руководствуетесь?

– Прежде всего, интуицией и наблюдением. Если у ребёнка всё получается, иду дальше стандартными упражнениями. Если неделю, другую он стоит на месте или не держит нагрузку – полностью меняю систему тренировок. Отмечу, у нас не спортивная школа, хотя мы иногда и тренируем детей, которые стоят в очереди в неё. К нам в бассейн приходят дети, которые хотят научиться держаться на воде или нуждаются в занятиях по состоянию здоровья. Поэтому о больших спортивных нагрузках речи не идёт.

– Сколько процентов времени вы проводите в воде и на что тратите его на суше?

– Пожалуй, 50 на 50. Большую часть своего свободного времени сейчас я провожу с ребёнком. Ещё мне нравится что-то строить. У меня есть дача, где я пытаюсь всё делать сам.

– Кому вы посвящаете свои победы?

– Сейчас их не так много, наверное, семье: жене и дочке.

– Как вы считаете, в чём секрет успеха? Какими данными нужно обладать, чтобы стать профессиональным пловцом?

– Мне кажется, в любом деле успех зависит от того, насколько ты этому делу предан и сосредоточен на нём. Важно посвятить себя чему-то одному, будь то плавание, футбол или другой вид спорта; не распыляться, не гнаться за двумя зайцами. Думаю, в таком случае успех и результат не заставят себя ждать.

Досье

Родился 21.10.1985 в г. Воркута, республика Коми.

В 2003 г. окончил училище Олимпийского резерва в г. Ростове-на-Дону; в 2007 г. – Кубанский институт физической культуры и спорта.

Женат, воспитывает дочь.

 

Беседовала Дарья Сафронова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *