Новые правила для безопасности движения
5 ноября 2013 года в России вступили в силу поправки к закону «О безопасности дорожного движения» и КоАП, которые вводят новые подкатегории прав и запрещают сдачу экзамена экстерном.
Отныне закон разрешает сдавать экзамены на автомобилях с автоматической коробкой передач. При этом в правах водителей, сдававших экзамен на таких автомобилях, появится соответствующая отметка. Если же потом они захотят пересесть на «механику», им придется сдавать экзамен на автомобиле с механической коробкой передач.
Также поправки дают полугодовую отсрочку водителям-мигрантам для обмена национальных водительских прав на российские. Водители-гастарбайтеры смогут водить автобусы и маршрутки по своим национальным удостоверениям ещё некоторое время, но только лишь до 14 мая 2014 года.
Главным нововведением стало появление новых категорий водительских прав. Отныне их десять! В категории «А» появилась подкатегория «А1», куда попадают все мотоциклы с объёмом двигателя до 125 куб. см и максимальной мощностью до 11 кВт. Под категорию «B1» попадают водители квадроциклов и трициклов. Отдельные категории прав появились даже для водителей трамваев («Tm») и троллейбусов («Tb»). Остальные категории и подкатегории позволили сделать более детальное разделение транспортных средств в зависимости от их массы или наличия прицепа.
При этом срочно менять действующие права водителям не надо, это можно будет сделать по окончании срока действия ранее выданного удостоверения.
Самыми примечательными представляются поправки, которые вводят в водительское удостоверение категорию «М» для владельцев мопедов и скутеров. Получить права на скутер или мопед можно будет с 16 лет. При этом обладателям прав любой другой категории сдавать экзамены на категорию «М» не потребуется.
Не только работники ГИБДД, но и большинство участников дорожного движения подтвердит, что необходимость введения прав на мопеды и скутеры назревала давно. Количество скутеров и связанных с ними аварий ежегодно росло в первую очередь именно по причине отсутствия необходимости получать какие-либо водительские права. 14-летние подростки, не знающие правил дорожного движения, ездили на скутерах наравне с мотоциклами и автомобилями, не неся при этом никакой ответственности за свои действия. По данным статистики, количество ДТП с участием скутеров в 2008 году превысило 7 тысяч, что на 75% выше, чем в 2007 году, и в последующие годы оно продолжало стабильно расти, в среднем на 6% ежегодно.
А ведь часто бывало и так, что, даже не попадая непосредственно в ДТП, мальчишки на скутерах и мопедах провоцировали аварии. В дорожно-транспортные происшествия попадали водители других транспортных средств, вынужденные уходить от столкновения с ними. Ну а истинные виновники – без прав, без страховки, без наказания и без зазрений совести – уезжали с места ДТП. Собственно, этой несправедливости положен конец. И даже удивительно, что этого не произошло гораздо раньше, ведь имеется испытанный мировой опыт.
Действительно, если говорить о ситуации с вождением скутеров в других странах, надо отметить, что, к примеру, в Испании, чтобы водить скутер, нужно иметь спецправа, которые выдают с 15 лет, а в Великобритании временные права – с 16 лет. В Дании скутеры делят на «малые и большие». Для управления первыми необходимо достичь 16-летнего возраста и получить лицензию, а для того, чтобы водить «большие», нужно иметь права на вождение автомобиля или мотоцикла и достичь уже 18 лет.
В США для того, чтобы водить скутер, необходимо пройти специальный курс обучения. Разрешения на вождение в этой стране выдаются отдельно – для езды по мостовой и для езды по тротуарам.
Сергей Ерохин