Новый год: старые традиции и новые обычаи
Прижившееся и ставшее традиционным празднование начала староримского хозяйственного года в Европе, сочетает в себе культовые традиции и житейские поверья.
За давностью лет, мало что известно доподлинно, однако по некоторым, доступным сегодня источникам, можно сделать вывод, что славяне отмечали наступление Новолетия в марте.
Праздник возрождения природы после зимних холодов и начало полевых работ отмечали ярко, страстно и шумно.
Проводы зимы и встречу весны (Масленицу) – начало нового жизненного цикла (новолетие) древние славяне отмечали с привязкой ко дню весеннего равноденствия.
Согласно доступным летописным источникам, до принятия христианства, счёт лет (летоисчисление) в Древней Руси вёлся от «сотворения мира» (установления дружбы / окончания войны между соседними племенами древних людей) происшедшего за 5508 лет до введения на Руси Юлианского календаря (в конце «современного» X века).
После крещения, с принятием христианства на Руси, в 988 году появилось новое летоисчисление. Согласно византийскому календарю, празднование Нового года было перенесено на 1 сентября. Однако разногласия о том, когда отмечать праздник — весной или осенью продолжались вплоть до ХV века. И в 1492 году (по «современному» летоисчислению) великий князь Иоанн Третий издал указ, и начало года на Руси и для церкви, и для мирян было официально перенесено на 1 сентября. И в день и в ночь, Москва в пышных торжествах. В полночь, пушечный выстрел сопровождал звон в церковные колокола.
С точки зрения метеорологов, зима наступает с третьей декады ноября, фенологическая зима приходит с покрытия льдом озёр и рек, крестьянская зима – это устоявшийся санный путь, а вот астрономы утверждают, что первый день зимы — это день зимнего солнцестояния, 22 декабря. Самый короткий в году световой день, издавна называемый «солнцеворот». «Солнце на лето, зима на мороз», говорят в народе.
По «современному» летоисчислению, с 1689 года, Пётр I Алексе́евич, прозванный Великим — последний царь всея Руси, начал устанавливать связи с Европой. Разница в календарях ему мешала и в 7207 году (по исчислению от сотворения мира), Указом от 20 декабря 1699 года праздновать Новый год повелевалось 1 января. Так сложилось, что 1700 год в петровской Руси отмечали дважды: в сентябре – по старому календарю и, согласно Указу – в январе. Украшая ворота и дома еловыми и сосновыми ветками. С 1-го по 7-е января устраивались огненные потехи и стрельба в три залпа из небольших пушек.
После установления Советской власти, 24 января (6 февраля) 1918 года, «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести, по истечении января месяца сего года, в гражданский обиход новый календарь». Декретом Совнаркома юлианский календарь был исключён из обихода, официальным стало григорианское летоисчисление. И начиная с XX века между двумя календарями разница составляет 13 дней. Так в России появились две даты торжества — Новый год и старый Новый год (по григорианскому календарю 14 января соответствует 1 января юлианского). В ночь с 13 на 14 января установился обычай праздновать Старый Новый год. Впервые он отмечался 14 января 1919 года.
Настоящим праздником, в Советское время, Новый год стал с 1 января 1948 года. Власти сделали этот день выходным.
В современной России, наступление Нового года празднуют и по-новому и по старому стилю и, по-восточному (Китайскому) календарю. А в поздравительных открытках так и пишут: с Новым годом и Рождеством – объединяя мирское и духовное.
С главным зимним торжеством XX века, у современника ассоциируются добрый Дедушка Мороз и его внучка Снегурочка. Прообразом Деда считаются славянский колдун Карачун и сказочный персонаж Морозко.
Михаил АНДРОНИК