От экономики к популизму и обратно

Повышение цен на проезд в городском транспорте стало малоприятным предновогодним сюрпризом для жителей Таганрога. Решение это далось городской власти не без труда, стало предметом споров и даже поводом для рассуждений об эффективности и компетентности органов местного самоуправления.

Возможность повышения тарифов на регулярные перевозки пассажиров в трамваях, троллейбусах и автобусах обсуждалась на заседании Городской Думы 26 декабря. Хотя, по действующим нормам, тарифы устанавливает не гордума, а администрация города, депутаты сочли необходимым обозначить свою принципиальную позицию в отношении острого социального вопроса.

Как сообщили «Новому курьеру» в Гордуме, тема повышения стоимости проезда предварительно рассматривалась на заседании депутатской фракции «Единая Россия». Оно состоялось прямо перед думским заседанием. Большинством голосов депутаты-единоросы приняли решение обратиться к главе администрации Андрею Лисицкому с рекомендацией приостановить процесс принятия постановления о повышении тарифов до проведения анализа экономической обоснованности этого шага. «Также следует принять во внимание негативные социальные последствия повышения стоимости проезда сразу на 5 рублей — с 16 рублей до 21 рубля», — предупредили в Думе и большинством голосов утвердили рекомендацию в адрес сити-менеджера.

Глава администрации не оставил депутатские пожелания без ответа. Днём позже – 27 декабря было издано постановление № 2460 «Об установлении тарифов на регулярные перевозки пассажиров по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам города Таганрога». Согласно этому документу, с 29 декабря проезд в автобусе, трамвае и троллейбусе стал стоить 20 рублей. Тариф для льготников установили в 15 рублей. Таким образом, после вмешательства депутатов, рост цен оказался всего на 1 рубль меньше, чем планировалось изначально.

«Вопрос лежит в плоскости экономики, а его вывели в плоскость политики и популизма, и чтобы избежать резонанса я пошел на эту меру», — пояснил принятое решение Андрей Лисицкий на предновогодней встрече с редакторами местных средств массовой информации и некоторыми представителями гражданской журналистики.

Угощая журналистов и блогеров в кафе «Шоколад», Андрей Лисицкий напомнил о том, что транспортники, как бы их ни упрекали в непомерных аппетитах, несут всё возрастающие расходы, связанные с необходимостью обновления техники и ростом цен на горючее. А потом привёл пример Волгодонска, где рост тарифа на проезд в автобусах составил 4 рубля, но не вызывал никаких общественных волнений.

«…И тишина! — констатировал Андрей Лисицкий спокойствие волгодонцев по поводу аналогичной непопулярной меры. – А почему? Потому что у них выборы в городскую думу в 2020-м, а не в 19 году, вот и вся причина, я считаю!».

Как оказалось, по мнению сити-менеджера, в таганрогской гордуме имеется всего один депутат, у которого достаточно компетенции, чтобы оценить расчеты тарифов.

«Это Инна Титаренко, которая в своё время возглавляла Управление ЖКХ и транспорта, — уточнил Андрей Лисицкий. — Она посмотрела и пришла к выводу, что да – повышение обоснованно. Но ситуация – политическая — уже состоялась. И то, что я после рекомендации думы «снял рубль», — это решение социально-политическое, а не экономическое».

«Думаю, каждый должен принимать решения, за которые он несет ответственность, - рассуждал Лисицкий. — Какая ответственность у депутатов за эту рекомендацию? Никакой. У любого депутата за принимаемые им решения — просто общественно-полическая ответственность. И то – забудут… А у работников администрации – дисциплинарная, административная и уголовная — за каждое решение».

Напомнив, что основная задача депутатов — это нормотворческая деятельность, глава администрации предложил вообразить довольно пугающую картину.

«Представьте, что Госдума забросала бы правительство своими рекомендациями и советами, которые гордо назывались бы поручениями. Скорее всего, президент воспользовался бы своим правом и распустил такую Думу» , — довольно уверенно предположил Андрей Лисицкий.

Спустившись на региональный уровень, он отметил, что Заксобрание Ростовской области готовит около 65 процентов областных законов.

«У нас же нормативных правовых актов, самостоятельно разработанных думой этого созыва, на моей памяти – ноль», — подсчитал сити-менеджер.

«Иногда хочется даже поменяться местами, — признался он. - Самая лучшая позиция – просто смотреть, где ошиблись, что проверить».

Справедливости ради, нужно заметить, что нормотворчество – не единственная задача местной представительной власти. И даже само её название напоминает о такой функции как представление интересов избирателей. В ситуации, когда население города лишено возможности прямых выборов мэра, фактически назначаемого «сверху», именно депутаты муниципального уровня, избираемые жителями (и таким образом прямо подотчётные им), по большому счёту и несут реальную ответственность перед народом за действия власти в целом. В этом контексте упрекнуть депутатов в недостаточной ответственности, согласитесь, достаточно сложно. Хотя, периодически возникающий дефицит взаимопонимания между различными ветвями власти, всё же даёт о себе знать.

«Каждый баран должен висеть за свою ногу», — напомнил популярную в коридорах власти поговорку Андрей Лисицкий. Комментируя действия депутатов гордумы, являющихся в то же время его подчиненными по партийной линии, он продемонстрировав неплохое знание классики русского рока и процитировал текст одной из песен группы «Аукцыон» — «…сам себе и небо, и луна…».

Участники неформальной встречи за праздничным столом понимающе кивали, налегая на нехитрые закуски. Так что, оценивая результаты общения прессы с главой администрации в той же музыкальной стилистке, уместно вспомнить строки из другой композиции того же «Аукцыона»:

«Наконец-то всем на радость
Мы теперь нашли слова такие,
Те, что точно отвечают положению вещей…».

Виктор ГАЛЬПЕРИН, фото Александра СОЛОВЬЁВА.

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *