Праздник полной и окончательной победы над нашим сиротством
19 августа, на Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, таганрогские храмы были окружены огромными толпами. Местами яблоку негде было упасть. Люди святили эти и другие плоды. Яблочный Спас, вопреки жаре по популярности приближается к Пасхе – Светлому Христову Воскресению.
Праздник Преображения Господня продолжается целую неделю, а вот Яблочный Спас прошёл. Позади остался и первый Спас, Медовый или Маккавей, с которого начался Успенский пост (14 августа) – праздник в честь Животворящего Креста Господня. Впереди (29 августа) – третий Спас, Ореховый, или Хлебный – праздник в честь перенесения в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа.
Само название «Спас» напоминает, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Иисусом Христом. Получив хороший урожай, его часть наши предки несли в храм – священникам и церковнослужителям, как знак благодарности Богу. Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берёт своё начало ещё с Ветхозаветных времён.
Все эти дни, две недели Успенского поста (с 14 по 27 августа), посвящены ещё и памяти Пресвятой Богородицы. А 28 августа – праздник Успения Божией Матери. Для Таганрога и таганрожцев это особый день. Дело в том, что до революции, да и какое-то время после неё, главным храмом Таганрога был собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (снесён он был в 1938-м). Златоглавый Успенский собор был одним из красивейших храмов Екатеринославской епархии и вообще юга России. С ним связаны жизни многих видных таганрожцев, включая род Чеховых, живших неподалёку. 27 января 1860 года здесь был крещён Антон Павлович Чехов. Настоятель храма Федор Покровский, будучи учителем Закона Божьего в гимназии, дал прозвище Чехову – «Антоша Чехонте». Этот псевдоним стал самым известным, самым любимым у самого писателя. В 1855 году в Успенском соборе Таганрога было принято решение не сдавать город осаждавшей его англо-французской эскадре.
Впрочем, Успение Пресвятой Богородицы – особый праздник не только для Таганрога и таганрожцев, но и вообще для всего человечества, и для всякого человека. Благодаря Святой Деве Марии в наш мир во плоти, став Человеком, пришёл Сам Творец Вселенной. Господь Бог стал Человеком, чтобы породниться с нами, с людьми. И не как-нибудь, а кровным родством. Наш Создатель явился среди нас, чтоб усыновить каждого из нас: молитва «Отче наш» тому свидетельство. Так, в лице Бога мы обрели Отца. Мы, Его твари (творения), Его рабы, стали Его детьми: такова была Его воля. Но и это ещё не всё. Умирая на кресте, Христос обратился к Матери: «Это – сын Твой». Говорил он о любимом Своём ученике, об Иоанне, стоявшем рядом. И самому Иоанну сказал Учитель: «Это – Матерь твоя».
В лице Иоанна Богослова по воле Сына Пресвятая Богородица усыновила каждого из нас. А случилось это именно в Её Успение, когда Она перенеслась к Богу одновременно душой и телом, когда получила от Него самый великий, немыслимый для нас дар – любить всей душой всякого человека, как сына. Так мы обрели не только Отца Небесного, но и Небесную Маму. Так окончилось наше сиротство.
Антон САХНОВСКИЙ