Пресс-конференция как сеанс игры на самолюбии
Очередная большая пресс-конференция Владимира Путина стала частью истории. Снова, как и в прошлом году, мы не услышали от президента никаких сенсационных откровений. Потеряла ли от этого пресс-конференция свой смысл? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде следует понять, какой смысл закладывают президент и его помощники в это ежегодное телешоу? И не мы ли сами придумали какой-то свой, особенный смысл ежегодной пресс-конференции, которого в последнее время не находим, но выдаём его за изначальную задумку?
У президента существует три «больших» формата разговора с обществом. Первый – официальный. Это Послание Федеральному Собранию. Ежегодно, и это записано в Конституции как обязанность президента, он представляет политической элите собственное видение путей развития страны на ближайший период. Этот формат не подразумевает обратной связи. Она и ни к чему. Президент имеет возможность получить информацию от каждого из участников этого благородного собрания и при личных встречах, которые он проводит регулярно.
В отличие от Послания два других мероприятия – большая пресс-конференция и «прямая линия» — это каналы диалога президента с обществом и общества с президентом. «Прямая линия» — это своего рода приёмная президента, где Путин из первых уст узнаёт о реальных, а не придуманных чиновниками, или «креативным классом», проблемах, беспокоящих граждан, и нередко по ходу дела отвечает на конкретные просьбы и решает частные проблемы. Даже элемент постановочности в этом реалити-шоу не снимает остроты поднимаемых вопросов и не мешает такому профессиональному политику, как наш президент, за деревьями разглядеть лес.
Большая пресс-конференция преследует гораздо более широкие цели. Отчасти это та же «прямая линия», в которой журналисты, как и в обычной жизни, выступают в роли посредников между президентом и обществом. Но это лишь одна сторона медали. И только ради расширения круга затрагиваемых вопросов вряд ли стоило придумывать дополнительный формат. Дело в том, что президенту нужна не только лояльность элит и поддержка граждан. Лояльность СМИ в наше время – не меньший фактор, обеспечивающий стабильность в обществе. И это главное, ради чего устраивается ежегодный марафон вопросов и ответов. В ходе пресс-конференций Путин стремится заслужить лояльность журналистского сообщества. И это у него получается. Человек слаб. Пресса, даже оппозиционная, ведётся на такое внимание к себе.
Игра в разговор на равных, почти как с представителями финансово-экономической элиты, тешит самолюбие журналистов. Этот ход всегда грамотно использует президент. Вот и на этот раз, отвечая на один набивший оскомину вопрос, Путин сказал: «Я неоднократно уже высказывался на эту тему. Если Вы считаете, что это нужно ещё раз, – пожалуйста, я ещё раз скажу». Задавший вопрос журналист, причём представляющий федеральное СМИ, светился от счастья. Как же, заставил президента повториться. Об эмоциях, переполняющих корреспондентов региональной прессы, и говорить не приходится. Раз в год, как на праздник, они едут в Москву, а потом до следующего декабря рассказывают коллегам о своей командировке.
…Когда пресс-конференция уже закончилась, Путин подписал плакат. На нем был изображён мальчик с собакой, которую ребёнку подарили при содействии президента. Как сказала журналистка, протянувшая постер для автографа, плакат передадут мальчику на память. Как говорится, мелочь, а приятно. Вот из таких мелочей и формируется тот образ Путина, который потом тиражируют СМИ. Так что кто бы там что ни говорил, пресс-конференция, как всегда, удалась. Цели, поставленные организаторами, достигнуты. А если вы лично не получили удовлетворения от просмотра ежегодного общения президента с прессой, возможно, у вас просто другие интересы и вы поклонник других телешоу. И, знаете, это нормально. Гораздо хуже, когда все интересуются одной только политикой. Так и до революции недалеко…