Анатолий Непомнящий: чем опасен компьютер

Традиционная подготовка детей к новому учебному году, как правило, сводится к покупке новых тетрадей, учебников, канцелярских товаров, да одежды, из которой за год ребята успели вырасти. Но ещё сильнее выросли они из тех рамок, в которых вынуждена работать нынешняя школа. О том, чего не хватает отечественной системе образования, и что с этим делать «Новому Курьеру», рассказал профессор Анатолий Непомнящий.

– Многие современные дети видят и чувствуют мир по-другому, нежели мы, взрослые. У них огромный творческий потенциал. Эти дети нуждаются не в ЕГЭ, которые выхолащивают мышление, не в компьютерах, а в контактах с природой, с людьми, с действительностью в её многообразии и цельности, – считает Анатолий Непомнящий. – Не с компьютерными моделями мира, а с миром, каков он есть на самом деле!

– Но современные дети больше всего времени проводят именно «в телефоне»…

– Если ребёнок много времени проводит с компьютером, телефоном или другим «гаджетом», у него происходят коренные изменения структуры и работы головного мозга. Потому что в гаджетах – плоские или даже объёмные, но всего лишь модели действительности. Они гораздо проще реального мира. Мозг человека, работающего с такими моделями, перестаёт развиваться, начинает сворачиваться в своей активности. В нас ведь природа всё рационально устроила: что не используется, превращается в рудимент. Развитие ребёнка может быть замедлено или нарушено из-за того, что он увлёкся интересной игрушкой, и весь его потенциал «утонул». Поэтому очень важно, чтобы дети были с родителями: в реальности, в труде.

– Тут многие могут возразить, что живут в такой экономической ситуации, когда родители просто не имеют достаточно времени для своих же детей.

– Это общемировая тенденция. И особенно это касается среднего класса. Система требует от хорошо зарабатывающего в ней человека, чтобы он все силы отдавал ей. Такой человек своему ребёнку покупает дорогие игрушки: «На! Только не мешай! На тебя же деньги зарабатываю!» А зачем ребёнку эти деньги? Ему нужны мама и папа, цветок, зелёный листочек.

Коллега с нашей кафедры делилась впечатлением от посещения Ростовского зоопарка. Там у многих детей, в том числе и подростков, начинается истерика. Они при виде животного орут – от ужаса ли, от восторга ли?.. Они в состоянии аффекта. Потому что до этого никогда не видели живого мира, не имели о нём представления. «Сидели в компьютерах».

– Но сама наша система образования развивается в «цифровом» направлении. Уже идёт речь о том, чтобы перейти на электронные учебники.

– Повторю: компьютер ухудшает структуру мозга человека, лишает его творческих возможностей. Разумеется, речь не идёт о том, чтобы отказываться от компьютеров. Но нужно помнить: это всего лишь инструмент, с помощью которого можно ускоренно получать и передавать знания. С его помощью получить непосредственный опыт взаимодействия с действительностью невозможно, а без опыта, в свою очередь, нельзя дойти и до понимания. Тринитарная структура «знаю, умею, понимаю» не формируется в сознании ученика. Он остается только «знайкой», а такие неопытные и не понимающие мир люди и приносят себе и другим много вреда. Компьютерными технологиями нельзя увлекаться бездумно. Но именно дети в этом самые уязвимые – легко теряют свободу, по сути, превращаясь в рабов своего гаджета.

Если у ребёнка тяжёлые неврологические запечатления от рождения, он «прячется» в этих устройствах. Потому что боится мира. И таких детей достаточно много: по-другому и не может быть при системе родовспоможения, основанной на конвейерном принципе.

– Итак, нужно, чтобы дети были ближе к природе и друг к другу; чтобы контактировали между собой не через телефон и компьютер, а напрямую. Как этого добиться?

– Миссия родителей – помочь детям, дать им то, что не даёт школа. В школе учителя заняты бумагами. Еще при создании Минобрнауки РФ организовали агентство по надзору за образованием. Что оно делает? Заставляет всех плодить неимоверное количество бумаг. Притом, что известно: лучшие в мире финские школы не имеют никакого внешнего контроля; они занимаются детьми, а не отчётами и планами. Все планы учебно-воспитательной работы – это иллюзия: ребёнок постоянно изменяется… Планировать надо только требуемый результат, а не путь к нему! Как говорится: хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах. А каждый ребёнок – это и есть манифестация Бога, и его не надо смешить, с ним надо сотрудничать в сотворчестве.

Давеча в Ростовской области был конкурс. Первоклассник Иван Восковский, сын сотрудницы нашей кафедры, получил за свой проект первое место в своей возрастной группе. Он взял картошку и лимон. Соединил их проводами через светодиод, диод засветился: картошка и лимон стали давать электричество. Известно, что электроток возникает при соединении двух разных металлов, у которых разные потенциальные барьеры. Но такие процессы не только в тверди металлической, но и в живой природе. И первоклассник это понял. Когда он показал это на конкурсе, взрослые, мягко говоря, сильно удивились.

– Есть ли в современной системе образования ещё какие-то обнадёживающие примеры?

– Мы сотрудничаем со школой академика М.П.Щетинина в Текосе, под Геленджиком. Это школа радости: талантливые дети там учатся в труде и в игре. Там преподаватель английского языка с детьми за две недели путем интеграции текста, образа и символа в игровом обучающем поведении проходят и осваивают всю грамматику, на что в обычной школе уходит 2-3 года. А почему остальные учителя бьются над этим? Потому что им не до игры. И не до детей. Если они не будут писать огромное количество планов и отчетов, Рособрнадзор школу или вуз может легко закрыть.

Нашей школе нужно «перейти на другие рельсы». Чтобы дети туда бежали с радостью. А у нас выпускник-одиннадцатиклассник радуется: «Всё! Этот ад закончился!». Наша школа часто подавляет творчество ребёнка, даёт ему негативный, не радостный опыт обучения.

Недавно разделили Министерство образования и науки на два – Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки. Как было раньше. Министерство просвещения – это прекрасно: несущее свет. Но если учителей снова будут заставлять заниматься бумаготворчеством, это будет не свет, а тьма. Если дадут учителю творить с учениками, это будет просвещение. Будем надеяться на лучшее. Надо программировать позитив.

Социум, конечно, многоуровневый. И в каждом классе есть элита, середнячки и те, кто послабее. Нужно ориентироваться на элиту, она тогда «подтянет» и остальных. Это чисто психофизический феномен. Формируется мощный магнит коллективного элитного сознания. Это как в радиотехнике. Возьмём два генератора – мощный и слабый, разместим их поблизости, приведём их в действие. Каждый из них начинает генерировать электроток на своей частоте. Но постепенно слабый сам переходит на частоту мощного. Такой вот эффект автоподстройки. Если мы работаем с элитой, мы создаём мощный генератор элитарного мышления. И туда затягиваются середнячки – быстрее, слабачки – чуть медленнее. Если же мы создаём коллективное сознание среднего или низкого уровня, элита не идёт вниз, она уходит «в свободный полёт», а система образования вязнет в обыденности.

– Ну, а как быть с ЕГЭ, о котором вы упомянули в начале беседы?

– Единые государственные экзамены – особая проблема. Они имеют в части своей тестовый характер, который приводит к замене в сознании человека мышления вывода на более упрощенное мышление выбора. Кроме того, теоретически предполагается, что экзаменуемый, выбирая верный вариант ответа, «пройдет мимо» остальных, неверных. На практике в мозге, в сознании школьника фиксируются все ответы. При этом можно говорить о закреплении в сознании информационного мусора и о снижении творческой активности, поскольку выбор не предполагает творчества.

– Что же может помочь выпускникам восстановиться после сдачи ЕГЭ?

– Общение с природой, личное общение, физический труд, активный отдых, полноценные сон и питание, хорошие книги, но не в электронном, а в бумажном варианте. А главное – погружение не в компьютерные игры, а в настоящую жизнь и творчество, ради чего все мы и рождаемся на этой Земле.

Досье «Курьера»
Непомнящий Анатолий Владимирович. Родился в Сибири. Выпускник ТРТИ 1965 года. Доктор педагогических наук, кандидат технических наук. Профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ. (В прошлом – создатель этой кафедры и её заведующий; проректор по учебной работе ТРТИ.) Директор научно-образовательного благотворительного фонда «Инновационное интегральное образование». Автор проекта создания в пригороде Таганрога инновационного научно-образовательного кластера – автономной некоммерческой организации «Южно-Российский интегральный институт», ориентированного на всестороннее поэтапное развитие одарённых детей возрастом от 4-х лет. Мастер спорта и двукратный чемпион СССР по альпинизму.

Беседовал Антон СЛОВАКОВ, фото автора

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *