Прямой разговор про прямой договор

Представители областной Госжилинспекции ответили на вопросы таганрожцев

17 октября в Таганроге состоялся круглый стол «Актуальные вопросы государственного надзора за надлежащим содержанием жилья в многоквартирных домах в свете новых изменений законодательства».

На вопросы горожан отвечала заведующая таганрогским сектором территориального отдела жилищного надзора и лицензионного контроля № 1 Госжилинспекции области Юлия Верещагина. Наиболее болезненной темой оказалось грядущее изменение в сфере сбора и вывоза твердых коммунальных отходов.

Новая система заработает с нового года и, по мнению госжилинспекции исполнителем данной коммунальной услуги будет региональный оператор. В Таганроге и прилегающих районах это ООО «Экотранс». Именно к данному предприятию ГЖИ будет применять меры воздействия в случае несвоевременного вывоза мусора с контейнерных площадок, ошибок в начислениях и расчетах с гражданами-потребителями услуги при заключении жителями прямых договоров с ним. Если же собственники заключат договор на услугу по сбору и вывозу отходов с управляющей организацией (для чего просто достаточно оплатить квитанцию), то исполнителем коммунальной услуги и ответчиком перед Госжилинспекцией будет именно она.

Также управляющая компания отвечает и за надлежащее содержание контейнерных площадок на домовых территориях. В случае ненадлежащего содержания коллективных контейнерных площадок и контейнеров, расположенных на муниципальной территории, предписание будет выдаваться собственнику земельного участка, т.е. муниципалитету. А тот, в свою очередь, будет решать этот вопрос с региональным оператором. Управляющие компании при этом привлечь к ответственности ГЖИ не сможет, так как у них нет договора с муниципалитетом на обслуживание контейнерных площадок.

Не менее полезным оказался разговор и на тему заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями на оказание коммунальных услуг. Наиболее актуально это сейчас для коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Юлия Игоревна напомнила, что при некачественной коммунальной услуге ГЖИ может проверять и принимать меры только к исполнителю коммунальной услуги.

При прямых договорах исполнителем коммунальной услуги становится ресурсоснабжающая организация. С точки зрения обычного потребителя, по мнению ГЖИ, предпочтительнее, чтобы исполнителем коммунальной услуги оставалась управляющая компания. В соответствии с законодательством она предоставляет потребителю более полную услугу, так как отвечает за температуру в помещении. «Ресурсник» же ответственность несет только до границ дома. Как ресурс распределяется внутри дома и доходит до потребителя, его не волнует. Из практики ГЖИ в последние годы подавляющее большинство причин возникновения жалоб граждан на некачественное отопление или горячую воду возникает из-за несоответствия входных параметров ресурса на дом (низкой температуры, низкого давления).

Нередко «ресурсники» не соблюдают температурные графики. Проблема в том, что графики имеются только в качестве приложения в договорах теплоснабжения между управляющей компанией и «ресурсником». А при прямых договорах жителей с поставщиками ресурсов температурный график отсутствует, так как еще нет утвержденного правительством договора между гражданином и «ресурсником». Не утверждены температурные графики и администрацией Таганрога, в отличие от других городов. В связи с этим ГЖИ трудно привлечь к ответственности «ресурсника» за нарушение параметров ресурса на вводе в дом.

Затруднена и сама проверка. В котельную поставщики услуг не пускают жилищных контролеров. Приходится вызывать Ростехнадзор. А это значит, что проверка не будет внезапной, и нередки случаи, когда параметры вдруг нормализуются именно на время проверки. Проверка прошла, и все параметры «вернулись» обратно. По акту вроде все в порядке, а на деле должного тепла и горячей воды нет. С управляющей компанией все просто: замеры все делаются в помещении потребителя, и в случае выявления отклонения от нормы вся ответственность на управляющей организации. А уж по каким причинам – пусть сама и разбирается. Вот о чем стоит подумать жителям при принятии решения о переходе на прямые договоры.

Снятие управляющей организации с себя статуса исполнителя коммунальной услуги имеет и обратную сторону. Управленцы в этом случае лишаются права отключать или ограничивать эту коммунальную услугу за долги по содержанию жилья. А ведь именно реальная угроза отключения «рубильника» на электричество или другой ресурс является сегодня наиболее эффективным способом воздействия на должников. Если же рассмотреть практику ГЖИ по жалобам самих должников на незаконные отключения, то, по словам Юлии Верещагиной, граждане в основном просто не понимали, почему их отключили, ведь они имеют долги только по плате за содержание жилья, а долгов за коммунальные услуги за ними не числится. Это ошибочное мнение, так как все долги по платежам исполнителю коммунальных услуг считаются вместе.

Еще одной большой проблемой для Госжилинспекции является борьба с нарушениями собственников помещений при проведении работ по переустройству и перепланировке. Проверки по таким жалобам ГЖИ сама не проводит. Факт нарушений устанавливает администрация, выходя на место по жалобе гражданина. И только после того, как акт поступает в Госжилинспекцию, он рассматривается и составляется протокол о нарушении. Чаще всего такое нарушение можно устранить только через суд. Но кто станет обращаться?

Эффективнее всего для собственников в этом случае будет обратиться в свою управляющую организацию, чтобы она и занималась судебным делом. А вот если управляющая компания отказалась обращаться в суд или тянет сроки подачи – добро пожаловать в ГЖИ. В жалобе нужно описать, как технически страдают дом и другие жильцы от нарушений соседей (к примеру, заливается или сыреет подвал), и то, что управляющая компания не принимает к нарушителю никаких мер. Тогда жилищный инспектор после проверки данного факта обяжет своим предписанием управляющую компанию подать в суд на нарушителя и установит срок. На будущее же планируется, что такими вопросами полностью будут заниматься в администрации.

Почувствуйте разницу

Об отличиях от государственной жилищной инспекции рассказал заместитель начальника Муниципального жилищного контроля Тимур Яковлев. По его словам, граждане не понимают полномочия этой контрольной структуры и шлют жалобы к ним по всем вопросам, какие только есть в городе. В результате идет бесполезная пересылка и затягивание времени. Он напомнил, что муниципальный жилищный контроль может также проводить проверки по тем же основаниям, что и ГЖИ, но только в тех домах, где есть муниципальные жилые помещения и управляющие ими организации. Проверка нежилых помещений и домов со 100% квартирами в собственности частных лиц в компетенцию муниципального жилищного контроля (МЖК) не входит. Со всеми остальными вопросами в сфере ЖКХ (обрезка деревьев, покос, ремонт дорог и т. д.) обращаться нужно в УЖКХ Таганрога и МКУ «Благоустройство».

Ирина Трофимова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *