Школа Стуканова

В минувшую субботу в выставочном зале Союза художников галерея ZHDANOV открыла выставку учеников таганрогского художника и педагога Леонида Стуканова «После Графа». Это уже вторая выставка, посвященная легендарному таганрогскому мастеру. Первая состоялась два года назад и была посвящена 70-летней годовщине со дня рождения трагически погибшего более 20 лет назад художника.

По словам искусствоведов, проект «После Графа» оказался «уникальным явлением в культурной жизни Таганрога». Во второй выставке приняли участие12 учеников и друзей Стуканова, которые показали более 40 своих ранних и последних работ. Куратор выставки Наталья Дурицкая в беседе с «Таганрогским Курьером» рассказала о том, что объединяет его учеников и людей, с которыми он был близок, существует ли понятие «школа Стуканова», и что оно означает.

– Чем эта выставка отличается от предыдущей?

– Выставку «После Графа» мы проводим уже во второй раз. Первая была устроена перелётной галереей ZHDANOV в 2017 году, и вызвала тогда большой интерес у публики. Реакция зрительская оказалась настолько сильной, что мы решили выставку переформатировать, сделать этот проект системным. «После Графа» будет проходить раз в два года. Почти все работы, которые мы представляем на новой выставке, авторы показывают впервые.

Алексей Яковлев, Портрет, 2019. Картон, акрил.

– Кто принял участие во второй выставке «После Графа»?

– Появились новые имена. Замечательная графика москвича Юрия Фесенко – своеобразные путевые заметки периода начала 80-х, когда Фесенко и Граф проводили каждое лето под Звенигородом, в «летней школе» их друга, художника Александра Жданова. «Архивные листы» Фесенко последних лет – фоторепродукции его огромных пластиковых «ковров». Совершенно уникальная, кстати, техника. Это и удивительные графические листы таганрожца Михаила Басова-старшего, концептуальная серия «Натюрморт». Наташа Лиманенко, живущая во Франции, прислала для нашей выставки свой пейзаж «Снега Килиманджаро». Из частной коллекции мы получили два холста уже ушедшего из жизни Влада Протопопова, это работы его китайского периода. Влад несколько лет преподавал в китайских университетах европейский рисунок и живопись. Новые работы показывает Алексей Яковлев. Владимир Вельтман наверняка удивит зрителей своими модернистскими пейзажами по богудонским мотивам.

Непредсказуемые коллажные композиции из частных собраний предоставил Юрий Шабельников. Это его ранние работы. Московский кинорежиссер Валерий Полиенко согласился поучаствовать в нашей выставке, предоставив свой дебютный фильм «Москва-Фаза». Полиенко – таганрожец, ученик Александра Щенникова и Стуканова. Впервые показывает свои живописные работы Валерия Краснопрошина. Несколько ранних работ Василия Слепченко мы попросили у его родственников. Юношеские работы Васи бережно хранились в семье сестры художника. Впервые в Таганроге выставляется Саша Чернов, своеобразнейший автор. Его медитативная работа «Полёт Божества» наверняка обратит на себя внимание зрителей.

Юрий Шабельников- Обнаженная 1986. Бумага, смеш. техника.

– Что означает понятие «школа Стуканова»?

– В последнее время об этом часто говорят, имея ввиду его учеников. Весьма спорное утверждение, на самом деле, в пластическом, языковом смысле. Все авторы на выставке очень разные. Если и вести речь, как мне кажется, о «школе Стуканова», то можно говорить о несколько иной стороне вопроса. Стуканов своими работами задавал весьма высокую планку в художественном плане и как график, и как живописец. Вот это отношение к своей работе, стремление «удержать уровень» и объединяет участников нашей выставки. Это и есть тот момент, который позволяет всерьёз говорить о «школе Леонида Стуканова».

Михаил Семёнович Басов- Натюрморт III 1998. Бумага, акварель.

– В чём важность творчества Стуканова для художественной среды?

– В августе 2017 года, на открытии персональной выставки Стуканова в Ростове, директор Ростовского областного музея изобразительных искусств Светлана Крузе сказала, что Леонид Стуканов достоин отдельного музея в Таганроге. И это действительно так. Фигура Леонида Стуканова для нашей художественной среды очень важна. Его ученики и друзья разлетелись по всему миру, но память о нём, ощущение какого-то невозвратного долга перед этим человеком с удивительной лёгкостью собирает наших художников вместе.

Наталья Дурицкая -Мулета 1999. Холст, масло.

Беседовала Наталья Жаркова, фото Владимира Верготи

Леонид Стуканов родился 28 января 1947 года. С 1954 года учился в таганрогской общеобразовательной школе, и, после окончания восьми классов, поступил в ПТУ на специальность «радиомонтажник». Несколько лет брал уроки живописи у Валентины Руссо в изостудии ДК комбайнового завода. С 1964 по 1968 год учился в Ростовском художественном училище имени Грекова. В таганрогской детской художественной школе преподавал почти тридцать лет (с 1969 по 1997 год) и воспитал многих талантливых художников. При жизни Леонида Стуканова состоялось только две персональных выставки – в Таганрогском театре имени Чехова (1987) и в московском Театре на Таганке (1992). В собрании Таганрогского художественного музея находится восемь работ художника. К сожалению, большинство работ было «куплено» ростовским коллекционером и безвозвратно утеряно. Леонид Стуканов трагически погиб при невыясненных обстоятельствах 16 мая 1998 года в собственной мастерской. Похоронен в Таганроге, на Николаевском кладбище.

_____

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (918) 895-78-18 (Viber, WhatsApp).
Звоните, если хотите предложить интересную тему или задать вопрос представителям власти.
Подпишитесь на нашу группу в Инстаграмме.
«Новый таганрогский курьер» в соцсетях:  Одноклассники,  Facebook,  ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *