Сон наяву — это … очаровательно
Обычно, когда в одном предложении встречаются слова «музей» и «сон», связь между ними отчетливо-физиологическая и всякому очевидная: хоть раз в жизни, а каждый из нас попадал на снотворную экскурсию, скучную лекцию, бесконечное мероприятие…
Однако, как показал мой недавний опыт, и из этого правила бывают счастливые исключения. Таковым стала выставка под смелым для всякого музея названием «Сон наяву, или акварельная капель», предложенная ценителям искусства Таганрогским художественным музеем. На ней представлены произведения донского графика Людмилы Огановой — акварели и рисунки тушью, всего около 60 работ.
Признаться, до этой выставки творчество художницы, живущей в городе Шахты, мне не было знакомо, хотя в сопровождающих выставку музейных материалах говорится о том, что Людмила Оганова хорошо известна донской публике — ростовчанам, шахтинцам и гостям Танаиса. Небольшая экспозиция впервые показала творческий мир художницы таганрожцам, как бы вручив нам милую визитку. Да, пожалуй, это хорошее сравнение — ведь в данном случае нечто небольшое даёт представление о чём-то весьма значительном…
Несмотря на кажущуюся камерность, выставка открывает довольно пространный творческий «ландшафт», показывая широкий круг тем, вдохновляющих художницу и презентуя её как человека исключительно начитанного, думающего и чуткого. Тут и русская история, воплощённая в портретах представителей династии Романовых (присутствие портрета императрицы Елизаветы Алексеевны можно считать тонким художественным комплиментом Таганрогу; это красивый выбор), и русские сказки («Девушка в кокошнике» именно по-сказочному хороша), и мир пушкинских героев (тонкий, лиричный, чистый рисунок тушью, где особенно привлекает взгляд интересный образ милой Натали, главной Музы поэта), и Античность (человек, хоть сколько-нибудь знакомый с культурной жизнью Таганрога, мигом распознает среди прочего образы Анатолия и Айны Боженко), и довольно любопытные рисунки, навеянные творениями современных донских авторов.
Художница определенно хороша как иллюстратор — в одну из витрин помещена книжка некой Яны Инской под названием «Яблочный хвостик», на обложке которой и впрямь красуется яблоко, у которого в качестве хвостика — большеглазая девочка-девушка… Даже не зная, о чем идет речь в самой книжке, чувствуешь, что тебя чем-то трогает уже этот лаконичный, но оригинальный и нежный рисунок. И потом, покупая яблоки, ловишь себя на мысли, что стараешься не травмировать хвостик…
Сочетание реального и невозможного, очевидно, и послужило причиной для выбора такого названия для выставки. Впрочем, сходство со снами, с прекрасными грезами акварельным работам художницы придаёт и выбор техники. Художница пишет «по сырому», мастерски превращая «разбегающиеся» по влажному листу краски в мерцающее разноцветье тонких переливов. Такое далеко не всякому под силу; но после знакомства с этими работами привычная «аккуратная» акварель покажется ... скучна.
Среди акварелей-снов особенно обращают на себя внимание «Всадница» и «Порыв лошади». Близкие и тематически, и с точки зрения цветового решения, они, дымчато-утонченные, действительно норовят унести зрителя в теплую страну грез и мечтаний. В этой стране, созданной Людмилой Огановой, живут благородные очаровательные дамы в роскошных нарядах, и премилых шляпках, умудряясь органично соседствовать с дамами, начисто лишенных какой бы то ни было одежды.
Секрет органичности такого соседства кроется в интеллигентности художницы — качества, которое обыкновенно трудно оценить, не общаясь с человеком лично. Но в случае с автором представленных на выставке работ даже в его отсутствие оно зримо и даже почти осязаемо — потому и обнаженная женская натура выглядит целомудренной, невинной и невыразимо чистой.
В череде весенних культурных событий Таганрога эта выставка — одна из очевидных удач, одна из тех находок, которая оставляет живое, свежее, радостное чувство. Уверен, что все, кто успел познакомиться с творчеством Людмилы Огановой, его разделяют.
Мирослав ЛЕГОСТАЕВ