«Страсти по Матфею» снова в Таганроге

14 апреля Таганрог услышит «Страсти по Матфею». Это крупное произведение митрополита Илариона (Алфеева) для солистов, хора и оркестра, написанное на тексты православных богослужений Страстной седмицы. Эмоциональная насыщенность, духовная глубина, красота музыкальной интонации делают его уникальным явлением в истории современного музыкального искусства. Оратория прозвучит в ГДК в исполнении муниципальных коллективов Таганрога – камерного оркестра и камерного хора «Лик». Дирижёр Алексей Логинов рассказал «Новому таганрогскому курьеру» об истории этого произведения и духовной музыке.

– Алексей Викторович! Премьера этого произведения владыки Илариона состоялась 12 лет назад. С тех пор оно исполнялось в Ростовской области?

– Впервые мы его исполнили 6 лет назад, в 2013-м. В 2012 году вышел фильм Павла Лунгина «Дирижёр»: я увидел его на кинофестивале, который проходил в Таганроге. Особенно запала в душу музыка из киноленты – это были «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). Я нашёл эту музыку, прослушал её в разных исполнениях и предложил взять её в качестве государственной программы по дирижированию выпускнику консерватории Денису Листопадову, который собирался защищаться на камерном хоре «Лик», ему эта музыка тоже очень понравилась, и он согласился.

– Автор знал об этом вашем решении?

– Более того – он любезно выслал нам всю партитуру. Нот в свободной продаже не было, достать я их нигде не мог. И мы написали митрополиту Илариону письмо с просьбой поделиться с нами нотами. Но не все номера цикла мы смогли исполнить, надо было попасть в определённые временные рамки, чтобы произведение не выходило за пределы одного отделения концертной программы Пасхального фестиваля.

– Когда и где прошла премьера?

– Премьера состоялась весной 2013 года в городском Доме Культуры в рамках Пасхального хорового фестиваля. Второй концерт – уже, собственно, государственный экзамен – мы провели во Дворце Алфераки. После этого концерта осталась хорошая запись, которую мы осмелились отправить митрополиту Илариону. В ответ мы получили от него самые тёплые слова, подтверждённые благодарственным письмом, чем, конечно, очень гордимся.

– Когда оратория исполнялась в столицах, текст Евангелия читал сам автор, владыка Иларион. А кто был чтецом в Таганроге?

– Иерей Андрей Пятницкий из Крестовоздвиженского храма села Троицкое.

– За минувшие шесть лет в Ростовской области это произведение кем-нибудь ещё исполнялось?

– Нет. Мы пока единственные исполнители. И здесь всё очень просто объясняется. В Ростовской филармонии, к сожалению, нет своего хора. Единственный профессиональный хор – в Ростове, в Музыкальном театре, но он практически исключительно завязан на спектаклях.

– Духовная музыка нелегка в исполнении. Какое место она занимает в репертуаре хора «Лик»?

– Хор «Лик» был создан в 1990 году Валерием Русановым как хор духовной музыки. Об этом говорит само название коллектива. Изначально «Лик» исполнял самую разную духовную музыку: это были хоровые концерты Дмитрия Бортнянского, духовные произведения Павла Чеснокова и Виктора Калинникова, на тот момент ещё малораспространенная духовная музыка Георгия Свиридова. И сегодня духовная музыка составляет основу репертуара. Когда-то мы делали даже целый цикл тематических концертов духовной музыки для школьников.

Если оглянуться назад, можно назвать много крупных проектов. Например, в 2005 году мы исполнили «Всенощное бдение» Рахманинова, потом совместно с ростовским хором «Певчие Тихого Дона», группой солистов из ансамбля СКВО (художественный руководитель – Виктор Гончаров), хором Таганрогского пединститута (художественный руководитель – Маргарита Кревсун) – «Литургию» Сергея Рахманинова. Три года назад мы исполнили «Литургию Иоанна Златоуста» Павла Чеснокова: весь цикл, с возглашениями, которые произносил настоятель Крестовоздвиженского храма села Троицкое протоиерей Владимир Катаев. Мы с ним определялись, какие возглашения можно давать на светском концерте, какие нет.

В прошлом году, в рамках своего 25-летнего юбилея, наш хор совместно с муниципальным камерным оркестром и артистами муниципального духового оркестра исполнил «Мессу мира» Карла Дженкинса; в рамках Таганрога нам удалось создать подобие симфонического оркестра. Проект оказался очень удачным. И мы с Александром Николаевичем Гуревичем договорились продолжать творческое сотрудничество. И вот продолжение: в этот Великий пост решили вновь исполнить «Страсти по Матфею».

Алексей Викторович Логинов – художественный руководитель и директор муниципального бюджетного учреждения культуры «Камерный хор «Лик», доцент кафедры хорового дирижирования Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, преподаватель Таганрогского музыкального колледжа, председатель филиала Всероссийского хорового общества в Ростовской области.

– Солистов назовёте?

– Солистка Ростовской областной филармонии Гаянэ Джаникян, преподаватели Таганрогского музыкального колледжа Вера Тарехова и Александр Бакаев.

– Кто теперь будет чтецом?

– Текст Евангелия будет читать клирик кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону протодиакон Владимир Зубрицкий. Он регент хора духовенства Ростовской епархии. В кафедральном соборе служит с нашим владыкой. Очень трудно заполучить человека такого ранга и уровня. За разрешением о его участии пришлось обращаться к митрополиту Меркурию, который дал положительный ответ и благословил на исполнение цикла.

– Церковные хоры храмов Таганрогского благочиния так хорошо звучат в том числе благодаря тому, что в них поют артисты хора «Лик»?

– И не только Таганрогского благочиния, но и Ростова: почти четверть состава нашего хора – ростовчане.

– А вы, Алексей Викторович, сами в церковном хоре пели?

– Одно время и регентовал. Моё творческое становление во многом было связано с церковным пением. На втором курсе музыкального училища, это был 90-й год, я уже пел в Свято-Георгиевском храме на Чугунном. Потом перешёл в храм Рождества Пресвятой Богородицы к отцу Иоанну Кудричу. Довольно долго пел в Свято-Никольской церкви. А дольше всего – в Крестовоздвиженском храме села Троицкое у отца Владимира Катаева.

– Что ж. Сил вам, вдохновения, а главное – помощи Божьей. А ещё желаю вам, чтобы в следующий раз, ещё через шесть лет, в 2025-м, «Страсти по Матфею» были исполнены в новом для Таганрога концертном зале.

– Дай Бог! Концертный зал нам, конечно, нужен. Город очень творческий, и образовательный уровень высокий. Выпускники нашего колледжа поступают не только в Ростовскую консерваторию, где оказываются лучшими абитуриентами, но и в ведущие музыкальные вузы Москвы, Петербурга и дальнего зарубежья.

Беседовал Антон САХНОВСКИЙ

Автор оратории «Страсти по Матфею» – митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) – богослов, патролог, церковный историк, педагог и композитор. «Страсти по Матфею» написал в 2006 году. Впервые произведение прозвучало 27 марта 2007 года в Москве, через день – в Риме. Название произведения совпадает с известным сочинением Баха, но его музыкальный язык иной. Эмоциональный элемент человеческих страданий, который подчёркивает католическая традиция, здесь не является главным. Молитвенное сопереживание страдающему Спасителю и духовное осмысление крестной смерти Богочеловека – в этом заключается внутреннее содержание музыки, отражающей православное прочтение истории страданий Иисуса Христа. 

_____

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (918) 895-78-18 (Viber, WhatsApp).
Звоните, если хотите предложить интересную тему или задать вопрос представителям власти.
Подпишитесь на нашу группу в Инстаграмме.
«Новый таганрогский курьер» в соцсетях:  Одноклассники,  Facebook,  ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *