«Территория развития» – школа внутри тебя
Одним из ярких мероприятий уходящего лета стала проходившая в г. Таганроге с 28 июля по 5 августа образовательная сессия Всероссийской молодёжной школы «Актуальные практики и принципы семейного, культурного и исторического просвещения». Школа организована Фондом Андрея Первозванного и Центром национальной славы (ФАП и ЦНС) России совместно с Таганрогским институтом им. А.П. Чехова. Это была великолепная возможность поделиться опытом и информацией для всех, кому небезразличны проблемы социума.
На торжественном открытии Школы Владимир Мищенко, исполнительный директор ФАП, вице-президент ЦНС, выделил общие задачи Фонда и участников Школы – «историческое и культурное возрождение, ценностное служение своей стране».
По словам начальника отдела по делам молодёжи г. Таганрога Ирины Беляковой, «социальные проекты важно не только писать, но и реализовывать на практике».
Павел Федосов, руководитель управления социальных программ ФАП и ЦНС, директор и организатор «Школ общественного действия», в своём выступлении подчеркнул основные принципы их работы.
– Прежде всего – помочь молодому человеку стать взрослым. Это можно сделать либо включив его в реальную деятельность, где есть жизненные сложности, либо говорить с ним очень честно и открыто о достаточно серьёзных вещах на равных. В связи с этим делается особая ставка на добровольческие проекты, на добровольческое движение. И мы воспринимаем вас, с одной стороны, как молодёжь, но при этом для нас очень важно воспринимать вас как своих коллег. Потому что здесь люди, которые приехали с реальным опытом, включённые в реальную деятельность, и все вы являетесь трансляторами идей, ценностей, той среды, которая вокруг вас собирается.
Мы знаем, что участие в добровольческом проекте учит молодого человека самой жизни через встречу с чужим страданием, через необходимость работы в команде, через необходимость вести системную деятельность и так далее.
По словам Павла Федосова, основной девиз Школы общественного действия – это «территория развития». На каждой из Школ мы пытаемся показать приехавшим молодым людям какие-то образцы подлинного служения высшим человеческим ценностям.
Ещё один ключевой принцип Школы – общественная деятельность начинается с действия внутри себя, с действия, направленного на изменение самого себя, на созидание самого себя.
В последнее время всё больше внимания в обществе привлекает к себе проблема детей-инвалидов. Большая заслуга в этом неравнодушных людей – педагогов, психологов, волонтёров. Некоторые из собравшихся участников Школы поделились своими впечатлениями. Например, вот что мы узнали от Елизаветы Подкустовой, будущего педагога из Москвы:
– Елизавета, какой вуз вы представляли?
– Я обучаюсь в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ), перешла на 2-й курс.
– Расскажите, чему было посвящено ваше выступление?
– Моё выступление проходило в рамках мастерской Екатерины Галик «Особый ребёнок: ошибки, опыт, возможности». Поведала участникам Школы о своём опыте взаимодействия с умственно отсталыми детьми.
– Что больше всего запомнилось, каковы впечатления от Школы?
– Больше всего запомнился тренинг Александра Бурова. От верёвки на ноге остались синяки, но это было весело. И посещение многодетного семейства Осяк – у настоятеля храма Иоанна и матушки Надежды 18 детей.
– О чём вы задумались по завершении Школы, какие мысли посетили?
– Захотелось активно заниматься волонтёрством в будущем, создать свой проект. Поняла, что самое главное в жизни женщины – это традиционная семья и дети.
А вот что рассказал нам сам упомянутый ранее Александр Буров, волонтёр-инвалид из г. Рязани, проводивший тот самый тренинг, который произвёл неизгладимое впечатление на участников летней Школы:
– Мы встречались с вами на двух предыдущих Школах, проводившихся в Ростове и Москве. Какие для себя вы поставили задачи на этот раз? И чем для вас является летняя Школа?
– Я очень рад, что мне посчастливилось принять участие в этом молодёжном мероприятии, организованном Фондом Андрея Первозванного. Собираясь на Школу, я поставил перед собой две задачи: сформировать среди участников новый взгляд на проблемы инвалидов, а также рассказать о деятельности и планах Центра охраны материнства и детства Рязанской епархии, которому я помогаю как доброволец.
– Александр, ваш тренинг «Тропа доверия» произвёл на участников Школы неизгладимое впечатление.
– Приятно. Он и для меня самого был очень волнительным, так как это моё первое подобное мероприятие, раньше никогда тренинги не проводил.
– Что на нём было такого особенного и как всё происходило?
– Корни его уходят во всесоюзные лагеря «Артек» и «Орлёнок». Игра по станциям проводится для сплочения детского коллектива. Ребята делятся на команды по 10-12 человек и вместе бегают по станциям, проходя различные испытания.
– Но как это соотносится с помощью инвалидам?
– Очень просто. Региональная общественная организация «Детский Орден Милосердия», специализировавшаяся на помощи детям-инвалидам, внедрила адаптированный вариант игры в свою учебную программу по обучению добровольчеству с особыми детьми. Адаптация заключается в том, что некоторым участникам, не имеющим инвалидности, на время проведения игры даётся дополнительное ограничивающее условие (обездвижение ноги или руки либо закрытие глаз, ушей, молчание…). Чтобы люди прочувствовали на себе состояние инвалида и начали обращать на него большее внимание, а человек с инвалидностью, глядя на других, уверился в том, что с его проблемами можно и нужно проходить испытания и взаимодействовать со здоровыми сверстниками. Важно, чтобы все сблизились и вместе проходили испытания. Причём задания выстраиваются так, как они обычно возникают у человека с инвалидностью: перелезть, обойти, не врезаться и прочее. Как показали практика и опыт, такая форма не оставляет никого из ребят равнодушным.
– Это ведь и ваш личный опыт, Александр?
– С таким багажом я рос и занимался общественной деятельностью, учился на социального педагога, сталкивался с определёнными трудностями (в виде передвижения по городу и прочее). Всё это привело меня к вопросу о том, как сделать среду для людей с инвалидностью доступной? Вероятно, нужно воздействовать на тех, кто может повлиять и изменить город, а это прежде всего градостроители, представители власти и бизнеса, работники социальной сферы. И так я пришёл к тому, чтобы популяризовать идею прочувствования состояния инвалида среди взрослых людей, чтобы, опираясь на свой пережитый опыт, они не делали что-либо касающееся инвалидов чисто для галочки. Форму проведения имитационной игры я нашёл лучшей для разрушения психологических барьеров. Всё новое – это хорошо забытое старое. И с этим осмелился приехать в Таганрог, чтобы поделиться своими мыслями с активной молодёжью.
Самое главное для меня было, чтобы молодые люди были чуткими к проблемам инвалидов, более раскованными в общении с ними. Могу сказать, что для первого раза нам это удалось.
Вторая задача, которую я ставил для себя на Школе общественного действия, – это рассказать о деятельной помощи многодетным семьям на Рязанской земле на примере Центра охраны материнства и детства, так как многодетная семья является идеальной средой для развития ребёнка. Необходимо добиться, чтобы многодетные родители стали VIP- персонами в нашей стране.
Приятно удивила культурная программа Школы: посещение многочисленных городских достопримечательностей, знакомство с творческим миром известного писателя А.П. Чехова и небольшие летние концерты.
Но больше всего мне запомнились добрые люди и атмосфера, благодаря которой я взял на себя ещё несколько дополнительных задач: посещение психоневрологического интерната с ансамблем «Поющие клоуны», а также пару ролей в сценках по пьесе мирового классика Антона Павловича Чехова. Участие в спектакле и репетиции надолго запечатлелись в моей памяти. Понравилась многогранность школы. Рассматривались вопросы здоровья добровольцев, оказания первой медпомощи, вопросы добровольчества с детьми-сиротами, поддержки семьи, её создания, а также вопросы экономической безопасности, традиционного хозяйственного уклада, социальная реклама проектов и взаимодействие с бизнесом.
– На ваш взгляд, что в программе мероприятий Школы было самым главным?
– Самое главное – пища духовная. Её удалось получить из посещения кельи Святого Блаженного Павла Таганрогского, храма равноапостольной Марии Магдалины, храма Святой Троицы в Ростове-на-Дону, незабываемого и бесценного опыта общения с настоятелем храма протоиереем Иоанном и матушкой Надеждой Осяк. Приятно было встретиться и с Митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием, приложиться к Донской иконе Божьей Матери.
– С какими впечатлениями и устремлениями вы покинули Таганрог?
– Огромное спасибо организаторам форума и приглашённым экспертам. Как сказал тренер-эксперт Общественной палаты РФ, международный эксперт по социальному сиротству Александр Гезалов: «Доброволец должен набрать социальный вес»! Вот, наверное, основная мысль, с которой я уехал из замечательного Таганрога.
Беседовал Сергей Датченко