В Ростовской области аварийные дома будут сносить за счёт ...жильцов
Областным правительством утверждён порядок возврата регоператором или владельцем спецсчета средств фондов капремонта собственников в многоэтажках, а также их использование на цели сноса и реконструкции.
Согласно нововведениям накопленные средства в фонде капремонта дома в этом случае расходуются на составление проектно-сметной документации на снос здания (включая проведение ее экспертизы и расходы на утилизацию строительных отходов) непосредственное выполнение работ.
При этом собственники на своём общем собрании сами должны определить организацию, которая будет сносить их дом, срок выполнения работ и выбрать представителя, который от их имени заключит договор. Оплата такого договора предусмотрена лишь по факту его исполнения. Без предоплаты.
То есть подрядчик сначала должен будет снести строение, подписать с представителем заказчика (собственников) акт приёмки выполненных работ и лишь только после этого предъявить регоператору или владельцу спецсчета (в зависимости от способа формирования фонда капремонта) документы на оплату.
В таком же порядке производится и оплата реконструкции дома.
Если после сноса многоэтажки и вычета расходов по проведённым ранее капремонтам в домовом фонде капремонта остались средства, то их распределяют между собственниками помещений пропорционально уплаченным взносам. При этом учитываются не только взносы настоящих собственников помещений, но и все платежи предыдущих владельцев.
Чтобы получить назад свою долю каждый собственник должен будет обратиться заявлением к держателю средств (регоператору или владельцу спецсчета).
К заявлению нужно приложить реквизиты своего банковского счета и представить документы, подтверждающие право собственности на помещение на момент сноса дома.
Документы представляются заявителем лично либо заказным почтовым письмом с уведомлением. В течение месяца заявление рассматривают. Ещё две недели даётся на перечисление денег собственнику через банк в случае положительного решения вопроса.
Вернуть назад свои средства на капремонт в том же порядке, согласно областному нормативному акту, жильцы могут и в случаях, если дом исключён из региональной программы по причине:
- изъятия земельного участка под домом для государственных и муниципальных нужд,
- в строении менее, чем пять квартир,
- дом блокированной застройки,
- физический износ основных конструктивных элементов дома (крыша, стены, фундамент) превышает 70%,
- закрытие населённого пункта.
(приложение N4 к Постановлению Правительства РО от 28.06.2013г. N 421 в редакции Постановления Правительства РО от 10.04.2023г. N274).
Лично мне на сегодняшний день неизвестны случаи оплаты сноса домов за счёт средств собственников. Это дело ближайшего будущего. А вот факты исключений многоэтажек из региональной программы по вышеуказанным причинам в Ростовской области были неоднократно. Люди несколько лет платили взносы, а потом вдруг их дом из программы выбрасывали.
Вопрос же возврата уплаченных жильцами средств на капремонт оставался нерешённым ввиду отсутствия его нормативного регулирования. Теперь механизм реализации прав собственников на получение своих средств назад создан.
Однако, на мой взгляд, он не защищает в полной мере права собственников многоэтажек. В принятом механизме не учитывается инфляция уплаченных ими средств. Особенно это касается регоператора, который много лет пользовался ими, возможно даже получал банковские проценты, размещая на депозитах.
Таким образом, по моему мнению, в случае возврата собственникам средств фонда капремонта без проведения работ возникает ситуация неосновательного обогащения регоператора. А это уже повод для рассмотрения дела в суде.
Ирина ТРОФИМОВА, руководитель Клуба председателей советов мкд
Фото — Виктора ГАЛЬПЕРИНА
Обсудить публикацию можно в канале Ирины ТРОФИМОВОЙ — ЖКХ-живи как хочешь.