Мусорный вопрос – забота общая
С тех пор как вывоз мусора получил новое официальное название – «коммунальная услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО)», прошло больше двух месяцев. Однако до сих пор оказание этой услуги порой происходит со сбоями, заметными в различных районах города. «Новый таганрогский курьер» постарался выяснить, почему так происходит.
Помочь региональному оператору и потребителям наладить процесс организации площадок сбора и вывоза мусора пытаются муниципальные коммунальные чиновники. В отличие от частного сектора, где жители остались с компанией «Экотранс» один на один, в многоквартирных домах к процессам обращения с мусором оказываются причастны управляющие организации. На них перекладывается некоторая часть «мусорных» забот. Поэтому, помимо обычных «тепловых проблем», с нового года предметом обсуждения на совещаниях «по зиме» в администрации города стала и «отходная» тема. К контролю за организацией обращения с ТКО подключилась и прокуратура Таганрога. Представители надзорного органа – постоянные участники совещаний с управляющими компаниями в городской администрации. Теперь участие в таких встречах принимают и руководители регионального оператора – ООО «Экотранс», пытающиеся решить накопившиеся вопросы в «ручном режиме».
Вопросов накопилось много, причем как со стороны администрации и управляющих компаний, так и со стороны «Экотранса». Это и не заключенные до сих пор большинством управляющих компаний договоры на предоставление коммунальной услуги (что в некоторых случаях породило проблему «двойных квитанций»), и случаи некачественного вывоза отходов с площадок многоквартирных домов, и выставление корректных квитанций и перерасчетов с жителями, и приобретение контейнеров, и оборудование самих площадок, и вывоз свалочных очагов и многое другое.
Наступающая весна и потепление стимулируют всех участников перейти от взаимных претензий к сотрудничеству. Очевидно, основная причина «пробуксовки» мусорной реформы сегодня – это отсутствие достаточных финансовых средств у всех ее участников – и собственников, и администрации, и регоператора для одномоментного выполнения всех требований сегодняшнего законодательства. Выход в этих условиях только один: решать поставленную задачу общими усилиями. «Экотранс», как заверяют руководители компании, к этому готов.
«Компромиссное решение проблем, которые действительно существуют, нужно искать в режиме конструктивных переговоров, – призвала руководитель договорного отдела ООО «Экотранс» Елена Змушко. – Предлагаю каждому «внутри себя» выработать свое решение».
О том, какие решения принимает «Экотранс», Елена Змушко рассказала в интервью «Таганрогскому курьеру». Вопросы к этому откровенному разговору были предложены читателями газеты, постоянно и на конкретных примерах напоминающими редакции об актуальности темы обращения с отходами.
– С какими проблемами столкнулся региональный оператор за два месяца реализации новой системы обращения с ТКО?
– Понятно, что у каждого свои проблемы. Есть они и у регоператора. Главная из них – предприятию приходится работать в условиях «кассового разрыва». Государственная субсидия за понижающий коэффициент по нормативу таганрожцам ещё «в пути», сейчас только готовятся документы. Данные средства на этот год не были в госбюджете запланированы, нас поставят в очередь, но мы-то работаем и оказываем услугу сейчас.
Закупили контейнеры для детских садов и школ. Хотя тариф этого года не покрывает всех расходов. Нам даже банковскую комиссию не включили. Мы сейчас очень много теряем на банковской комиссии. Мы рассчитывали, что платежи от населения будут в основном безналичные. Поэтому, когда принимали решение взять комиссию на себя, планировали где-то процента 1,5. А сейчас теряем 6% объемов начислений только на банковской комиссии. Потому что 30 рублей – комиссия, если человек платит наличными в кассе. И нам «Сбербанк» выставил ровно такие же условия. Вот представьте, бабушка пришла 89 рублей заплатить за мусор, а 30 рублей мы платим за неё комиссию. Получается, с этого платежа мы уже получим только 59 рублей. А население сельских районов платить ходит либо в банк, либо на почту. Возможно, потом нам разрешат включить такие расходы в тариф, но сейчас нам же надо как-то работать. При этом налог мы платим не с фактически полученных денег, а с суммы начислений.
– Сейчас в офисах регоператора большие очереди, гражданам трудно попасть на прием, сдать документы, откорректировать информацию по лицевому счету. Какие дополнительные возможности взаимодействия с потребителями по приему документов предлагает «Экотранс»?
– Чтобы людям было удобнее с нами взаимодействовать, мы уже заключили договоры с МФЦ. Каждое обращение потребителя в МФЦ для «Экотранса» стоит 93 рубля. В Таганроге – около 100 рублей. Такую сумму мы должны заплатить МФЦ просто за то, чтобы гражданин подал одно заявление на перерасчет или просто подал свои документы. Для нас это дополнительные существенные расходы, но мы идем на это для удобства потребителя, хотя нам это крайне невыгодно с финансовой точки зрения.
– Что предпринято для исключения случаев выставления «двойных квитанций» населению? Все ли управляющие компании готовы работать на условиях «прямых договоров»?
– Что касается управляющих компаний, большая часть жителей многоквартирных домов в настоящее время перешла на «прямые договоры» с ООО «Экотранс», получает и оплачивает наши квитанции. Тем не менее, к нам поступает еще много жалоб на «двойные квитанции», которые жители получили и от нас, и от своих управляющих. Такая ситуация возникла из-за того, что отдельные управляющие организации вовремя не обратились к регоператору за заключением договора.
«Экотранс» разослал квитанции населению, чтобы не допустить накопления задолженности жителей за оказанную услугу, не зная, что управляющая организация все же решила взять эти хлопоты на себя. С некоторыми управляющими компаниями этот вопрос уже урегулирован. Ими подана заявка на заключение договора для оказания коммунальной услуги жителям, сбор денег они берут на себя с последующим взаиморасчетом с регоператором. Но есть компании, которые пока никак на эту ситуацию не реагируют. Например, управляющая компания «Фортуна-4» квитанции жителям за мусор выставляет, но в «Экотранс» пока даже заявки на договор от них не поступило.
В результате обсуждения вопроса на совещании в администрации города с этой компанией удалось достичь компромисса. С марта жители домов, управляемых «Фортуной-4» будут получать одну квитанцию – от компании «Экотранс». А собранные с населения управляющей компанией деньги за январь и февраль будут возвращены жителям.
Нередко возникают и другие проблемные вопросы при взаимодействии с управляющими компаниями, но многие из них довольно успешно решаются.
Бывают, конечно, «косяки» и с нашей стороны. Таким примером можно считать случай, когда при печати квитанций одна строка наложилась на другую, и люди получили чужие квитанции. Начальник абонентского отдела буквально рыдала, что так получилось. Пришлось перепечатывать и разносить квитанции заново. Всякое бывает, но стараемся оперативно исправить.
– Как идет договорной процесс с управляющими компаниями по оказанию коммунальной услуги на вывоз мусора жителям многоквартирных домов?
– Отдельная тема – это заключение договоров с юридическими лицами и предпринимателями. «Экотранс» в этом вопросе преуспел даже больше, чем ГК «Чистый город» в Ростове. У нас сейчас заключено где-то 60% договоров с юридическими лицами, в то время как в Ростове эта цифра не достигла даже 50%.
Конечно, у нас еще не все получилось, как хотелось. В первую очередь, мы пытались установить договорные отношения со школами, больницами, крупными предприятиями. Поэтому работу с управляющими компаниями немного притормозили. Но в ближайшее время и этот вопрос закроем полностью.
Некоторые управляющие компании подписали протоколы разногласий к договорам, пытаясь вменить обязанность по содержанию площадки регоператору или прописать какие-то нюансы по передаче документов. Других каких-то существенных претензий, о которых нельзя было бы договориться, в общем-то, и нет.
Все должны понимать, что данный договор – типовой. Изменить существенные положения в нем нельзя, можно только дополнить не противоречащими закону положениями. При этом не следует забывать, что за отсутствие договора у юридического лица (это относится и к управляющим компаниям) установлены существенные штрафы, до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности предприятия до 90 суток. Так что интерес к заключению договора тут обоюдный.
– Планирует ли «Экотранс» ликвидировать свалки крупногабаритных отходов?
– «Экотранс» пошел навстречу управляющим компаниям в наведении порядка на домовых территориях и уже начал убирать свалки крупногабаритных отходов в несанкционированных местах. Так, по просьбе управляющей компании «Уютный дом», убрана свалка по адресу: ул. Фрунзе, 62. Вывезены свалочные очаги и по адресам: пер. Лермонтовский, 27 и ул. Свободы, 36.
Однако одной лишь уборкой чистоты в городе не добиться. Большое количество свалок образуется вследствие того, что таганрожцы складируют мусор не в баки, а рядом или вообще где попало. Чтобы убрать такой мусор требуются дополнительные человеческие и временные ресурсы. Ведь одно дело, когда машина загрузила контейнер и уехала, и совсем другое, когда прежде, чем мусор погрузить, его ещё вручную нужно собрать.
Необходимо воспитывать культуру сбора мусора, приучать население города складывать отходы только в контейнеры и на специально оборудованные площадки, а не где придётся.
Иногда такому неопрятному поведению граждан способствует элементарное незнание, где находится площадка, за которой закреплен их дом. Чтобы навести в этом вопросе порядок, «Экотранс» планирует «привязать» к каждому лицевому счету адрес конкретной контейнерной площадки. И тогда каждый житель, независимо от того живет ли он в индивидуальном частном доме, или в многоэтажке, будет четко знать и понимать – куда ему следует выносить свой мусор.
Тех, кто будет продолжать наносить вред окружающей среде и замусоривать город, необходимо привлекать к ответственности. А наказания, кстати, предусмотрены весьма суровые. Так, за нарушение правил обращения с ТКО предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КОАП РФ и влечет за собой штраф от 1 до 2 тысяч рублей.
Беседовала Ирина ТРОФИМОВА
_____
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (918) 895-78-18 (Viber, WhatsApp).
Звоните, если хотите предложить интересную тему или задать вопрос представителям власти.
Подпишитесь на нашу группу в Инстаграмме.
«Новый таганрогский курьер» в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте.