Возрождение музея

На культурно-туристическую карту Таганрога вернулся значимый объект, который за время реставрационных работ даже начали забывать. Однако «Музей градостроительства и быта Таганрога» восстал и представил посетителям совершенно обновлённую экспозицию.  
Было… 

Уникальный музей, созданный в 1981 году для популяризации единого архитектурно-градостроительного ансамбля Таганрога, и по своему формату практически не имеющий аналогов в стране, в последние десятилетия переживал не лучшие времена. 

Многие помнят этот музей по гастролирующим выставкам восковых фигур в цокольном этаже. Некоторые — по проходившим там же ярмаркам бижутерии из янтаря. И, пожалуй, реже воспоминания о самих музейных залах. 

В 90-е годы рассказ о Таганроге, как о «городе мечты» Петра I, звучал несколько иронично на фоне действительности за окном. А в пресыщенные мультимедийными зрелищами 2000-е, тягаться по популярности с оккупировавшими цоколь восковыми «Шрэками» и «Бэтменами», старой скромной экспозиции было нереально.  

Важной датой оказался 2016-й год, когда Таганрогский музей-заповедник (ТГЛИАМЗ  - комплекс из семии музеев) получил финансовый грант по федеральной программе «Культура России». 

На эти средства в 2017 году вместе с ещё двумя музеями ТГЛИАМЗа — Краеведческим («Дворец Алфераки»), и Литературным («Гимназия»), «Музей градостроительства» был закрыт на реставрацию. Изменения, как оказалось, произошли не только с фасадом здания. 

Стало 

«Главным героем нашей экспозиции является город. Город, меняющийся во времени. Вы увидите, что каждый зал имеет своё собственное лицо. И при этом, в каждом зале использовано, как минимум четыре уровня подачи информации», — рассказывает директор музея Марианна Григорян — кандидат искусствоведения, один из авторов фундаментального труда по истории таганрогской архитектуры.  

Главное – это, конечно, подлинный экспонат — настоящие предметы, сохранившиеся на протяжении веков. Второй уровень — объёмные макеты — планы города, крепости, гавани. Такие объекты присутствуют во многих залах. Третий уровень – тематические информационные планшеты с поясняющими текстами. Ну, и наконец ещё один способ донесения информации — современные мультимедийные устройства.  

В первом зале, посвящённом эпохе Петра I и Екатерины II, во всю ширину стен здесь развернулись старинные чертежи крепости и гавани, гравюры с видами Таганрога — увеличенные в десятки раз.  

Связь времён ощущается в картинных рамках на стенах. В одних рамках — старинные бумажные чертежи, в других — тоже старинные чертежи, но уже на электронных носителях. 

Рядом с реконструкцией подводной части стен петровской гавани, стоит дубовая свая, извлечённая со дна таганрогского порта, и некогда действительно служившая частью искуственного мола старой гавани.  

Стоит отметить, что новая экспозиция включила в себя целый ряд экспонатов, никогда ранее не выставлявшихся. И эта свая, три века спавшая на дне моря — один из них.  

Гордость зала — старинная бронзовая медаль, реплика золотой медали, пожалованной царём итальянскому капитану Матвею Симонту за строительство таганрогской гавани. С этой медалью связана ещё одна характерная черта новой экспозиции — формировали её не только «запланированные» вещи.  

Авторы выставочного пространства творчески обыгрывали и те предметы, которые неравнодушные таганрожцы преподносили музею в дар. Например, лучше рассмотреть план крепости, отчеканенный на вышеупомянутой медали (чтобы потом сравнить с макетом на стене), теперь помогает специальная линза, подаренная музею Игорем Павленко — председателем фонда «Таганрог исторический». И таких примеров участия таганрожцев в создании новой экспозиции – немало.  

Из первого зала во второй и далее посетители движутся «против часовой стрелки» — вдоль окон парадного фасада по ул. Фрунзе. По словам Марианны Григорян, в этом ещё одно отличие от старой экспозиции, развёртывание которой шло «по часовой», вдоль окон внутреннего двора. 

За «Петровским» залом следует «Александровский», в стиле «ампир». Это портрет города первой половины XIX века, эпохи наивысшего экономического благоденствия старого портового Таганрога. 

Зал второй половины XIX века -  это тот самый «век девятнадцатый, железный», о котором писал в своё время Блок. Экспозиция посвящена росту промышленности, приходу в Таганрог железной дороги, жизни города той эпохи в целом. 

Следующий зал посвящён «эклектике». Этот смешанный стиль в архитектуре и декоре впитавший в себя, порой в причудливых вариациях, почти все прочие стили был невероятно популярен как в фасадах, так и в интерьерах старого Таганрога. Ведь эклектика — это дух города, смешавшего в себе за века истории различные крови, наречия, культуры. Поэтому всего-то один стиль и был удостоен целого зала. 

Повсюду в музее есть технические новинки: тачскрины, проекторы, лайтбо-ксы — «световые короба» с нанесённым поверх изображением. В каждом зале есть свои «жемчужины»: кресло из дворца Александра I, линза старого, разрушенного маяка... И всё же есть в один маленький зал, который даже на фоне этого разнообразия можно назвать особым. 

Это бывший кабинет хозяина дома, помещика Евгения Шаронова. Зал, украшеный богатой майоликовой печью (майолика — обожжённая глина, покрытая глазурью и красками) рассказывает о самом явном, но и самом ранее «недосказанном» богатстве «Музея Градостроительства» — непосредственно об особняке, в котором музей расположен. А особняк этот, построенный в 1912 году знаменитым Фёдором Шехтелем, украшенный масками ливийских львиц работы Михаила Врубеля, и целыми майоликовыми картинами по фасаду, способен рассказать о себе многое. И рассказывает — в фильме, снятом о доме Шаронова авторами экспозиции, и демонстрируемом теперь в бывшем кабинете помещика — в «майоликовом зале» музея. 

«Сегодня наши знания о Таганроге трёх веков его существования находятся на гораздо более высоком уровне, чем в годы создания первой музейной экспозиции, — подчёркивает Марианна Григорян. — Ликвидированы многие белые пятна в архитектурно-градостроительной истории города, вышли из забвения имена таганрогских архитекторов. Всё это позволило предложить посетителю музея качественно иной уровень экспозиции». 

Будет! 

«Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить»,  — писал Чехов. Чтобы не нарушать заветы земляка-классика, вспомним про «восковых шрэков и бэтменов», о которых говорилось в начале. Что будет с этими, регулярно приезжавшими ранее, обитателями цокольного этажа? Очевидно, им придётся подыскать другую площадку.  В освободившемся цоколе кипит работа. Своего открытия ждут ещё пять выставочных залов, которые расскажут об архитектуре и градостроительстве Таганрога советской эпохи. И когда работы будут завершены, выставочная площадь составит небывалые для «Градостроительства» 500 квадратных метров.  

Нынешний, «дореволюционный» этап экспозиции авторы посвятили 121-й годовщине основания Таганрогского городского музея. Работы над вторым этапом команда сотрудников музея собирается завершить к сентябрю, и от-крыть ко Дню города. 

Что там будет? И правда ли «Круглый дом», с высоты птичьего полёта похож-ий на букву «С», это начало планировавшегося грандиозного квартала-«надписи» — «СССР»? Узнаем в сентябре. 

Станислав ПАДАЛКА 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *