лито-онлайн: Алексей Чипига
В поэзии Алексея Чипиги есть великолепные, целостные, живорожденные тексты, в которых все нутро стихотворения пронизано семантическими нитями, связано ассоциативной паутиной. Они объемны и голографичны. Таково, например, стихотворение, которое я использовала для одного из занятий по стихотерапии (веду их в клинике уже два года):
О как мучает доброта постели
Как не хочется пробуждаться
на божий свет
И не в этот час но песенка
спета и мне ли
Шелестеть губами
уходящему звуку вслед
Уловить пытаться исток
странной свободы
дарованной телу
Звёзды плакали мёдом города
опускались на дно
В чём же дело в чём наше
страшное дело
Если не свет впустить
в комнату раскрывая окно
К. -Г. Юнг писал о том, что подобно тому, как в свое время сознание рождалось из тьмы бессознательного, так и при пробуждении мы заново возникаем, и несколько мгновений существуем в подвешенном состоянии. Загружаемся, как компьютер. Это просоночное состояние, промежуточное между сном и бодрствованием, – когда ты и там, и там, но и не там, не там – схвачено очень точно: звук, опережающий движение артикуляционного аппарата, несовпадающий с ним (в физическом смысле обычно звук запаздывает – сначала молния, потом гром, но здесь еще полусон-полуявь и все вывернуто, перевернуто): «и мне ли/ Шелестеть губами уходящему звуку вслед». Звук здесь – это еще и отлетающий, исчезающий сон, с его одновременной вещественностью (материальностью) и эфемерностью. Звук относится к фразеологизму «песенка спета» обозначающему «конец кому-то или чему-то», но Алексей оживляет его внутреннюю форму, буквализирует.
Поверхностный эмоциональный импульс этого стихотворения понятен всякому – утром не хочется просыпаться, хочется еще поспать: «О как мучает доброта постели». Но его можно истолковать и как нежелание жить, нежелание рождаться. Выход из небытия, жизнь – это страшно («в чем наше страшное дело»).
Строчка «Звёзды плакали мёдом города опускались на дно» необыкновенно хороша. Волшебное описание ночи и небытия. Свет звезд, одновременно окрашенный болью (плакали), текучестью (мед, слезы – где есть и сладость меда и горечь слез). Постепенное затопление светом звезд, когда города уходят на дно, тонут в нем, их уже не видно, (или наоборот – видно?) предопределяет наступление утра. И надо только решиться, заставить себя увидеть это, раскрыв окно. Человек оказывается обреченным на жизнь, страх смерти выглядит здесь фарсом.
Вообще, Таганрог может гордиться тем, что здесь живет Алексей Чипига.