Первым делом – самолеты, всё остальное никого не волнует

Проходят годы и десятилетия, а эта проблема Северного посёлка Таганрога остается актуальной. За последние двадцать лет население микрорайона увеличилось многократно, одноэтажная застройка значительно разбавилась многоэтажками, а вопрос остается открытым. Речь идет о полётах над Северным поселком самолётов военной авиации. Если в 80-е годы прошлого века это были истребители, проносящиеся над домами чуть ли не один за другим, то сейчас эта роль принадлежит самолетам военно-транспортной авиации – низко пролетающим в любое время суток двухсоттонным ИЛ-76. Говорят, что люди ко всему привыкают, и в этих словах – огромная доля правды. Самолёты и их шум стали фоном жизни, но ведь людям просто некуда деваться. Проблема есть, и необходимо искать пути её решения.

Конечно же, никому в голову не приходит ставить под сомнение важность тех задач, которые выполняет дислоцирующаяся в Таганроге воинская часть 21350-5. Повышение обороноспособности, борьба с терроризмом – всё это наиважнейшие задачи. Однако хотелось бы, чтобы они решались не такой высокой ценой, какую платят жители Северного поселка – такие же люди, как и все остальные, кого, по идее, должна защищать наша армия.

Цена эта действительно высока. Начнём с того, что страдает имущество граждан. Полёт самолёта сопровождается двумя громовыми раскатами – воздушное пространство разряжается, затем вновь заполняется, в результате чего ударной волной срывает навесы и крыши домов, осколками шифера разбиваются стёкла, деформируется кровля, образуются трещины в стенах. Ряд таких случаев подтверждён документально.

Однако гораздо важнее, что объектом негативного воздействия становится здоровье людей, страдающих в первую очередь от шума. Предельно допустимые нормы шумового воздействия на человека регламентируют обычный бытовой шум – 20 ДБ, городской шум – 30-40 ДБ. Предельно допустимый шум от самолетов над землей – 50 ДБ. Взлетающие и идущие на посадку над Северным посёлком самолеты создают шум в 120 ДБ. Это при том, что шум уже в 90 ДБ вызывает у человека болезненные ощущения, нервозность, психическое расстройство, а при нерегулярных шумах степень воздействия на человека повышается, вызывая изменения в функциональном состоянии центральной и вегетативной нервных систем. Это называется шумовой болезнью, при которой снижается слуховая чувствительность, понижается кислотность, развиваются сердечно-сосудистая недостаточность и нейроэндокринные расстройства. Необходимо добавить, что в результате низкого пролёта над землей к шуму от непосредственно самолетов добавляется вой от включающихся при вибрации сигнализаций автомобилей, лай собак – цепная реакция в действии! Не так заметны, как шум, но также очень вредны для здоровья парниковые газы от выхлопа самолетов, в составе которых присутствуют углеводороды, угарный газ, метан, а также сажа и сера, оседающие на головы таганрожцев, на их сады и огороды.

От всего вышеперечисленного граждан должны защищать законы. Но не защищают! Получается, что законы нарушаются. В их числе права и свободы человека, прописанные в статьях 41-42 Конституции РФ, а также Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», областной закон «Нарушение тишины и покоя граждан» и ряд других.

Необходимо отметить, что в мире, в том числе и в России, имеются примеры решения подобных проблем. Например, в Подмосковье, заботясь о животных, запретили летать над заповедником, где разводятся бизоны. В Перми постановлением губернатора края запрещено летать над городом. Соответствующим приказом Министра обороны самолеты ВВС совершают взлёт и посадку только с одной стороны взлетной полосы, то есть в сторону от города. Процитируем приказ: «…В целях минимизации высокого уровня шума от взлёта и посадки командованию ВВС и ПВО изменить схему взлёта, посадки и ухода по маршруту истребителей МИГ-31, в соответствии с которой взлётно-посадочная полоса аэродрома будет использоваться только с одного, противоположного городским кварталам, направления».

Кстати, такая возможность – взлетать в другую сторону и садиться со стороны Мариуполя – вроде бы есть и в Таганроге. Иногда местные ИЛ-76 так и делают. Однако представители ВЧ 21350-5 и представители Министерства обороны РФ утверждают, что не могут определить только одно направление взлёта и посадки. Почему в Перми смогли, а у нас нет? Может, проблемой стоит всерьез озаботиться нашим городским властям и нашему губернатору? Или для этого должна повториться пермская трагедия 2008 года, после которой, собственно, и зашевелились тамошние власти?

-В  Чехии, Словакии, Польше и Италии выплачивается компенсация населению за вредное воздействие на здоровье и природу от шума, вибрации и химического загрязнения от низко летающих самолётов и вертолётов. В наших палестинах утопающие, как известно, должны спасать себя сами. Такую попытку предприняла группа жителей Северного поселка, обратившаяся в суд с просьбой запретить полёты над городом, назначить ряд комиссий и экспертиз по исследованию воздействия полётов на жизнь граждан и обязать Министерство обороны и администрацию Таганрога выплачивать компенсацию в счёт возмещения вреда здоровью. Иск был оставлен судом без удовлетворения в нарушение Конституции РФ, — рассказал заведующий таганрогского филиала ростовской Коллегии адвокатов Виктор Васильевич Иванов.

А Северный посёлок продолжает застраиваться. Появляются новые дома, магазины, торговые центры. Неуклонно увеличивается число таганрожцев, для которых описанная ситуация становится личной проблемой. Может, это обстоятельство ускорит положительные изменения? Очень надеемся.

 

Сергей Канахин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *