Не пыль веков, а дыхание эпох

В Союзе музеев России считают, что пришло время обновить закон о культуре
Когда директор Таганрогского художественного музея Тамара Пугач вернулась из Казани, где проходило выездное заседание Совета представителей Союза музеев России (СМР), я предложила ей рассказать об этом в интервью. «А будет ли интересен читателям разговор профессионалов о делах музейных»,– усомнилась Тамара Федоровна. Но уже спустя несколько минут так увлеченно и эмоционально вспоминала о трех днях, проведенных в столице Татарстана, об участии в совещаниях, круглых столах, общении с коллегами и экскурсиях, что сама рассеяла свои сомнения. Это, действительно, интересно. Прежде всего тем, кому не безразлична судьба учреждений культуры и духовность подрастающего поколения.

– Тамара Федоровна, как вы оказались участницей форума?

– Я вхожу в Совет представителей при президенте Союза музеев России. Сегодня им является гендиректор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. От него и пришло письмо-приглашение. В выездном заседании приняли участие 64 представителя от двух тысяч музеев из разных регионов России . От Ростовской области кроме меня были приглашены директор Ростовского областного музея Галина Куликова и директор Новочеркасского музея истории Донского казачества Светлана Сединко.

– Где проходила встреча «музейщиков»?

– Открытие выездного заседания, его работа и круглые столы проходили в прекрасном помещении Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль».

– Какие проблемы больше всего волновали представителей музейного сообщества?

– На первом месте стояли проблемы безопасности музеев, а также концепция проекта нового закона о культуре. Эти вопросы горячо обсуждались как во время заседаний, так и в кулуарах. Вывод был один – многие положения действующего закона устарели, сегодня необходимы другие критерии. Иначе доходит порой до абсурда, когда, например, требуется тендер …на постановку спектакля. Или когда во главу угла успешной работы музеев ставится количество посетителей.

Острым оказалось выступление советника председателя совета по культуре при президенте РФ Анны Колупаевой. Она, в частности, покритиковала Третьяковскую галерею, где за последнее время произошло много «громких» событий, высказав предположение, что именно погоня за наибольшим количеством посетителей не во благо, а во вред музеям; порождает проблемы с их безопасностью. В залах храма искусства оказывается много случайных людей, которые приходят не для общения с шедеврами, а для того, чтобы сфотографироваться на их фоне.

– Какие функции возлагаются на советы представителей при президенте Cоюза музеев России?

– Сегодня основное внимание предстоит сосредоточить на продвижении муниципальных музеев. Из-за недостатка средств в бюджетах муниципалитеты перестают их финансировать, поддерживать, передают различным фондам, забывая или не понимая, что муниципальные музеи – это островки исторической памяти, культуры, формирующие мировоззрение подрастающего поколения.

– Тамара Федоровна, такое общение с коллегами во всероссийском масштабе не только интересно, но и полезно, позволяя сравнить, как живут и работают музеи в различных регионах. Что запомнилось вам?

– На открытии форума присутствовал первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. И его дальнейшее участие в заседании рабочих групп свидетельствовали о том, что он не «свадебный генерал», а руководитель, который много внимания уделяет развитию культуры, возглавляет попечительский совет республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры, оказывает финансовую поддержку в реализации реставрационных проектов.

В заседании приняло участие много известных людей. Говорят сами за себя имена корифеев-музейщиков Михаила Борисовича Пиотровского, Ирины Александровны Антоновой, президента Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата двух Государственных премий Российской Федерации, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством». В свои 97 лет она продолжает вести активную профессиональную деятельность, передавать свой богатейший опыт молодым.

– А какой была культурная программа для представителей культурного бомонда?

– Нам посчастливилось побывать на удивительном событии – открытии выставки «Золотая орда и Причерноморье в ХII-ХV веках. Уроки Чингизидской империи» в центре «Эрмитаж-Казань». На ней было представлено 600 экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа, а также музеев Москвы, Крыма, Астрахани и Белоруси. Это оружие и одежда монголов, китайский фарфор, фрагменты крымских крепостей и, конечно же, золото. Ее устроители продемонстрировали совершенно иной взгляд на многие исторические события. Это то, к чему стремимся и мы в своей выставочной деятельности – не показывать эпоху, событие однобоко, уходить от штампов и шаблонов. Выставка говорит не только об истории Золотой орды, но и учит нас стремиться к диалогу культур, делая акцент не на войне, а на мире.

Кроме того, мы побывали на экскурсии в единственном в России музее деревянной археологии в Свияжске, посетили Музей Боратынского, полюбовались отреставрированной Казанской Слободкой – одной из исторических частей и комплексных достопримечательностей в центре Казани.

Но, как справедливо вы заметили, все познается в сравнении. Радуясь достижениям одних коллег, в ходе общения выяснялось, что не все регионы могут похвалиться успешным развитием музеев. Тяжелая ситуация в Костромской области. Наметилась тенденция к объединению небольших музеев в более крупные.

Приятно, что в последнее время в нашей области уделяется больше внимания культуре. Губернатор Василий Юрьевич Голубев и министр культуры Ростовской области Анна Анатольевна Дмитриева с большим вниманием относятся к этой теме, помогают в решении сложных вопросов. Считаю, что об этом свидетельствует строительство музея на Самбекских высотах.

Таганрогскому художественному музею дополнительно к имеющемуся выделено красивое здание в центре города на Банковской площади, которое ранее занимал Государственный банк. Новое выставочное пространство позволит нам максимально показать богатейшие фонды художественного музея. Из областного бюджета выделяются средства на содержание здания и на приобретение необходимого музейного оборудования и обеспечение безопасности музеев.

– Тамара Фёдоровна, спасибо за интервью, ваш оптимизм вселяет надежду на то, что в ближайшее время, после принятия нового закона о культуре, музеи смогут в полной мере раскрыть свои возможности, фонды, души навстречу истинным ценителям искусства, еще раз доказав, что хранят не пыль веков, а дыхание эпох.

Беседовала Елена Чехова


Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (918) 895-78-18 (Viber, WhatsApp).
Звоните, если хотите предложить интересную тему или задать вопрос представителям власти.
Подпишитесь на нашу группу в Инстаграмме.
«Новый таганрогский курьер» в соцсетях:  Одноклассники,  Facebook,  ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *