Осторожно: агрессивная реклама
Традиционно все квитанции за жилищно-коммунальные услуги приходят к нам в почтовый ящик вместе с прочей корреспонденцией. Но в последние годы все чаще почтовые ящики стали объектом распространения рекламы, причем без согласия жильцов. Более того, теперь реклама стала маскироваться под документы официальных органов или квитанции за жилищно-коммунальные услуги.
Ярким примером такой агрессивной и вводящей в заблуждение рекламы являются листовки под названием «Извещение о проведении работ № 6415-14» от имени Городского Центра учета водопотребления, которые находят в своих почтовых ящиках многие жители таганрогских многоэтажек. В листовке приводятся ссылки на нормы законодательства об обязательности поверки приборов учёта воды и извещается, что «работы по поверке будут проводиться в октябре. «Вам необходимо согласовать дату и время процедуры поверки...» — строго предписывает листовка-квитанция, сообщая «телефон горячей линии». Стоит обратить внимание – телефон таганрогский, все ключевые фразы выделены жирным шрифтом. Помимо этого на «извещении» присутствуют такие элементы официальных документов как шрих-код, QR-код, синие штампы «повторное извещение».
Видимо, чтобы окончательно запугать и побудить срочно обратиться к авторам листка, напечатана таблица с расчетами, сколько квартира будет платить, если насчитают по нормативу. Однако адрес организации и другие идентифицирующие ее сведения на «извещении» отсутствуют.
Документ вызвал у людей недоумение. К примеру, в моем доме многие или поменяли счетчики, или время поверки еще не подошло. А чтобы срок случайно не был пропущен, МУП «Управление «Водоканал» в каждой квитанции на оплату воды указывает информацию об установленном в квартире приборе и следующей поверке. «Новый курьер» попытался выяснить, что за организация присылает «извещения» на поверку, где она находится и имеются ли у нее необходимые разрешения. Найти ответы на «горячей линии» не удалось: после трех моих звонков разным операторам с перерывом в несколько дней выяснилось, что телефон горячей линии вовсе не таганрогский, а является call-центром с офисом в Санкт-Петербурге.
При попытке выяснить адрес офиса организации в Таганроге, мне назывались разные адреса: сначала ул. Свободы, 68, потом – ул. Победы, 12. Однако оказалось, что это все частные дома, в которых нет никаких организаций.
Теперь об услуге. По уверению операторов, поверкой приборов учета их работники не занимаются, полученные жителями многоэтажек «извещения» являются «рекламой, соответствующей всем требованиям законодательства», штрих-коды и QR-коды – нераспознаваемые декоративные элементы, слово «повторное извещение» напечатано для привлечения внимания граждан к тексту листка. Оказывается основной вид услуг, предлагаемый «рекламой», вовсе не поверка, а установка и замена приборов учета горячей и холодной воды. Абревиатура «Городской Центр Учета Водопотребления» это то же самое, что «Городская Сервисная Служба» и является лишь обозначением деятельности call-центра. Юридически же услуги гражданам предоставляет индивидуальный предприниматель, фамилию которого операторы назвать отказались, но сообщили, что вся нужная потребителям информация будет указана в документах после выполнения работ. Операторы особо подчеркнули, что их «извещение» касается только тех граждан, у которых истек срок поверки приборов учета.
Теперь о деньгах. По словам операторов, оплата производится только после выполнения работ и только наличным расчетом. Никаких финансовых документов (кассовый чек, приходный кассовый ордер, документ строгой отчетности – квитанция, расписка и тому подобное) мастер после получения денег от клиентов не дает. По уверению оператора, с клиентом составляется договор и акт выполненных работ, именно они якобы и подтверждают получение оплаты за работы.
В общем, со слов операторов, никакой криминальной составляющей в их деятельности нет, всех клиентов их служба старается обслужить качественно, возникающие претензии разрешать оперативно и более подробно ознакомиться с их деятельностью можно на сайте. Смотрим сайт, где в частности, сказано, что «Городская Сервисная Служба» – молодая и динамично развивающаяся компания на растущем рынке установки и обслуживания приборов учета воды и в отрасли ЖКХ в целом». Любопытно, что тут же, в разделе «новости компании», последнее сообщение, датированное декабрём 2014 года, гласит: «в последнее время появляются разные компании, которые пытаются выдать себя за «Городскую Сервисную Службу». Делают они это для того, чтобы прикрыться нашим сильным имением и почти 5-летним опытом работы на территории России». Выходит, служба работает с 2009 года, и «молодая» не так уж молода? На сайте также сообщается, что компания «принимает участие в государственных тендерах на всевозможные строительные работы, управление многоквартирными домами и энергосервисные контракты». А операторы call-центра с гордостью отмечали, что в своей работе они сотрудничают с «Водоканалом».
Что известно о таком «партнере» в самом МУП «Управление «Водоканал»? Этот вопрос я адресовала заместителю директора по сбыту МУП «Управление Водоканал» Елене Вячеславовне Гавриловой. Реакция была такова: ни о «Городском Центре Учета Водопотребления», ни о «Городской Сервисной Службе» она ничего не знает, но слышала, что «прокуратура уже ими занимается». Елена Вячеславовна разъяснила, что в случае наступления окончания срока поверки прибора учета, он становится непригодным для расчетов, и настойчиво посоветовала гражданам обращаться непосредственно в таганрогский «Водоканал» для проведения очередной поверки (то есть прибор просто проверят на точность и надежность и продлят срок его работы). Работы по установке и замене счетчиков на новые предприятие не осуществляет. Для этого жителям нужно обращаться к любым слесарям частным образом, либо, если позволяет образование, выполнять работы самостоятельно. Но прежде чем проводить какие-то работы со старым счетчиком, гражданам нужно сначала его распломбировать, для чего подать заявление в ресурсоснабжающую организацию. После выполнения всех работ новый счетчик нужно опломбировать и также предоставить все необходимые документы «ресурснику». Это все понятно и не вызывает никаких вопросов. А вот действительно ли «Городским Центром Учета Водопотребления» занимается прокуратура? Этот вопрос я задала помощнику прокурора Таганрога Ивану Панчишкину. Оказалось, что он даже не слышал о таком Центре. Никаких жалоб, связанных с его деятельностью в прокуратуру не поступало.
Так что же такое – этот «Городской Центр Учета Водопотребления», и стоит ли ему доверять?
С одной стороны, все выглядит вполне невинно: некие предприниматели решили воспользоваться тем, что по стоимости часто заменить счетчик проще и дешевле, чем поверить и предложили свои услуги гражданам. Тем более, что городской «Водоканал» этим доходным бизнесом не владеет. Но можно ли доверять этим предпринимателям и впускать их в свой дом, если еще на этапе предложения об услуге реклама обманывает? С какой целью скрывается адрес и реальный исполнитель услуги? Возможно, об этом мы узнаем, если в правоохранительные органы поступят жалобы потерпевших. А пока «Городской Центр Учета Водопотребления», он же «Городская Сервисная Служба», продолжает своё наступление на таганрогские почтовые ящики.
Ирина Трофимова