Из хлама родилась коллекция
Предметы театральной старины московского бахрушинского музея впервые представлены в Таганрогском музее-заповеднике. Раритетными экземплярами любой желающий может полюбоваться бесплатно с 25 октября до конца ноября.
Создателем музея принято считать потомка известного рода, промышленника, общественного деятеля, мецената Алексея Бахрушина. Не многие знают, но его всемирно известная коллекция – результат длительной дискуссии, завершившейся банальным спором между Алексеем Бахрушиным и его двоюродным дядей. Причём, первоначально спорщики даже не удосужились условиться, что именно они будут коллекционировать, действуя по принципу: «Да будет победитель тот, кто больше хлама соберёт». Честолюбивые мечты о победе вдохновляли Алексея Александровича на различного рода собирательские хитрости. Он приглашал какого-нибудь известного артиста и, показывая ему свою коллекцию, не забывал добавить: «Как жаль, что нет вашего портрета, какое было бы счастье, если бы именно он украшал собой вот это место». Растроганному гостю ничего не оставалось, как подарить коллекционеру личную вещь с автографом, будь то портрет, веер или зрительская трубочка. Алексей Бахрушин не упускал ни малейшей возможности, дабы пополнить свою «сокровищницу» каким-нибудь ценным экземпляром.
Начав в конце XIX века собирать коллекцию предметов театральной старины, он превратил её к началу XX века в литературно-театрально-музыкальный музей, первый в России и мире такого профиля. В 1894 году Алексей Бахрушин впервые разрешил наслаждаться своим детищем общественности, а в 1913 году, понимая значимость и численность собранных экспонатов, передал свои шедевры в ведение Российской Императорской академии наук.
– По существующей легенде, одними из первых в собрании Алексея Бахрушина появились эскизы костюмов актёров крепостного театра графа Шереметьева (художник Марианна Кирцингер). Затем коллекция пополнилась не менее интересными экспонатами – балетными туфлями, по которым сейчас можно проследить историю развития «танцевального башмачка», – рассказал главный хранитель Государственного центрального театрального музея им. Бахрушина Ирина Гамуля. – Собирательство так увлекло Алексея Александровича, что он обогатил свою «сокровищницу» зрительскими трубочками, музыкальными инструментами, театрально-декорационной живописью и графикой, портретами известных личностей.
На сегодняшний день Центральный городской театральный музей имени Алексея Бахрушина – один из самых значительных в России по количеству фондов (около 1,5 млн. экспонатов). К сожалению, в состав выставки, предназначенной для таганрожцев, вошли только наиболее ценные экспонаты, такие как туника с плащом, сшитые в костюмерной Алессандро Сапелли (1910 год) для исполнительницы партии Аиды в одноименной опере «Аида» Джузеппе Верди – Мари Христиди-Алексиной; кимоно костюма Екатерины Гельцер, разработанное художником Михаилом Курилко в 1927 году для роли Тао Хао в балете «Красный мак» Рейнгольда Глиера.
Красовались в выставочных витринах фотографии с автографами Мариуса Петипа, Ольги Преображенской, Анны Павловой, Николая Легата, Екатерины Гельцер и других. Приковывал внимание посетителей строгий взгляд великого оперного певца – Фёдора Шаляпина, запечатлённого на холсте Николаем Кузнецовым. По соседству портреты: Марии Кузнецовой-Бенуа (1904 год, художник Осип Браз), Веры Комиссаржевской (1900 год, Екатерина Зарудная-Кавос), Айры Олдриджа в ролли Отелло, трагедия «Отелло – венецианский мавр» Уильяма Шекспира (1840 год, неизвестный художник), Григория Ге в роли Мефистофеля в трагедии «Фауст» Иоганна Гёте (1904 год, Илья Репин) и многих других.
Евгения Чачина
Фото автора