Клара Тузова: «90 – это повод, чтобы жить и радоваться»

5 августа исполнилось 90 лет Заслуженной артистке РФ Кларе Евгеньевне Тузовой, любимой многими поколениями таганрожцев.
Прекрасная и удивительная женщина! Она мечтает о новых ролях, готовит новую программу, посвященную творчеству Фаины Раневской, не падает духом ни при каких обстоятельствах и живет настоящим, бережно вспоминая действительно богатое прошлое.

…Честно говоря, я очень волновалась, когда шла брать у нее интервью: перебирала заготовленные вопросы, еще раз перечитывала биографию, боялась опоздать.

Ровно без десяти я была на месте. Клара Евгеньевна уже ждала меня. Великолепная укладка, макияж, выглаженный бирюзовый костюм, умело подобранные аксессуары и золотые часики «Tissot», которые вот уже пару месяцев спешат на пятнадцать минут.

«Не перевожу часы, чтобы не опаздывать!» – смеется Клара Евгеньевна.

Хотя в отсутствии пунктуальности ее трудно уличить, ее крепкий сибирский характер всегда помогал ей оказываться в нужное время в нужном месте.

Признаюсь, ни один заготовленный вопрос мне не понадобился. Любимая с детства актриса сама задавала тон разговора и рассказывала о себе, о том, как пришла в Таганрогский театр в 1951 году, когда на Чеховской сцене «царили» выпускники ГИТИСовского курса 1944 года (педагоги – В.В. Белокуров и В.И. Мартьянова).

Молодая актриса, только-только окончившая Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского, приезжает в Таганрог и, как говорится, «с корабля на бал», получает роль Сашеньки в спектакле «Иванов» по пьесе А.П. Чехова. В наш быстрый цифровой век это невозможно понять – тогда многие выпускники театральных вузов несколько лет привыкали к сцене, потом получали крохотную роль, хорошо если с одной репликой, а через добрый десяток лет (если повезет) уже выходили на сцену с полноценной ролью.

– Клара Евгеньевна, как же так получилось, что вы сразу получили роль в спектакле, который стал легендарным?

Удача! Как раз в этот момент из театра в Минск уезжает актриса Ильза Шульмейстер, которая играла Сашеньку, и режиссер Сергей Сергеевич Лавров пошел на риск, назначил на роль никому не известную молодую артистку из Ленинграда.

– Как же вас приняли в труппе?

О, недоверчиво, сурово, без сантиментов, они попросту не поняли, откуда она такая быстрая взялась. У них была позиция: мы – Москва! А я никогда не интриговала, держалась прямо, смело, уважительно, и довольно быстро я стала своей. Я никогда не забуду, когда ровно через год Сергей Сергеевич написал мне на программке после премьеры спектакля «Вей, ветерок» по пьесе Яниса Райниса: «Поздравляю театр с рождением актрисы». А Валентина Ивановна Мартьянова сказала: «Ты умеешь молчать на сцене, а это редкость». Такие слова дорогого стоили.

Клара Тузова вот уже 68 лет служит театру имени А.П. Чехова, ею сыграно более 200 ролей в спектаклях по произведениям Чехова, Островского, Сафронова, Айтматова, Мережковского, зарубежных авторов.

– Есть роли, о которых вы мечтаете?

Мне интересен Дюрренматт «Визит старой дамы», я много читаю о Раневской, хотела бы сыграть небольшой моноспектакль о ней и ее удивительно трагичной жизни. Знаете, я не живу прошлым, как это можно было бы подумать. Жизнь есть там, где есть движение, развитие. Ненавижу «болото»! Я люблю борьбу, действие. Говорят же, что характер – это судьба. В борьбе всегда видно, где ты и с кем.

Отыграв несколько лет роли героинь, молодая актриса набралась смелости и попросила назначить ее на острохарактерную, гротесковую роль торговки Тузиковой в спектакле «Барабанщица» по пьесе А. Салынского. Режиссер ее отговаривал, мол, как можно, из героинь – в гротеск! Но настойчивая артистка стояла на своем. В итоге, она сыграла эту роль настолько хорошо, что это амплуа яркой острохарактерной актрисы закрепилось за ней на многие годы.

– Как вы относитесь к современным театральным экспериментам?

Новаторство и эксперимент – это, безусловно, хорошо. Без них театр превращается в музей. Но хороший актер и режиссер всегда должны понимать, что есть некая грань дозволенного, которую нельзя переступать. Вы мне можете возразить: «А как же жизнь? В жизни же бывает всякое!» Но театр – это не копирование жизни. И когда отсутствует это чутье на пошлость, вот тут и начинается то, что мы иногда видим в некоторых постановках, в которых не чураются ничем: ни обнаженным телом, ни нецензурными выражениями. Станиславский говорил, что часто люди идут в театр, чтобы развлечься, отвлечься от быта. Но мы никогда не должны идти на поводу. В наших силах вложить в зрителей мысли, над которыми он потом будет думать, заставить думать и духовно расти.

Конечно же, не обошлось и без главного вопроса, который Кларе Евгеньевне задают все:

– Рискую оказаться сто первым спрашивающим об этом, но все же: как вам удается сохранить бодрость духа, такую ясность ума и желание жить?

Не знаю! (смеется) 90 лет! Иной раз подумаю: «Господи, да как такое вообще может быть!» А если серьезно, я всегда старалась жить в полную силу, никогда не цеплялась за материальное, хотя оно, естественно, тоже нужно. Например, я могла в понедельник купить билет, улететь с «Бериева» в Москву на спектакль, а во вторник уже вернуться на репетицию. Мое первое концертное платье появилось в 45 лет. И не потому, что не было возможности купить, а потому что я всегда предпочитала впечатления. Глаза должны блестеть! А если у актрисы будут блестеть глаза, значит, она сможет найти нужные эмоции на сцене, радовать зрителей, вдохновлять.

Спустя столько лет после прихода в театр имени А.П. Чехова глаза Клары Евгеньевны по-прежнему блестят, а значит, у нас, зрителей, всегда будет повод ожидать новые яркие постановки с любимой легендарной актрисой!

Надежда ФЕДЕНКО, фото Виктора ГАЛЬПЕРИНА

Автор благодарит Виктора Анатольевича Волошина за помощь в подготовке интервью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *