Комоедица или новолетие
Самый яркий весенний праздник наших предков – комоедица, — всегда приходится на День весеннего равноденствия. Начинался праздник проводами зимы за неделю до Дня весеннего равноденствия, а завершались весёлые игрища и гулянья через неделю после этого Дня – встречей весны.
Комоедица (с XI века церковь запрещает этот праздник, а с XVI века, это уже церковный праздник Масленица) – это древний славянский праздник, привязанный к жизненным ритмам природы. Конкретный день – пик праздника, определялся по движению Солнца и в 2024 году, – этот природный феномен (День весеннего равноденствия) случится в 6 часов и 6 минут 20 марта.
Астрономическая весна, всегда поворотный момент в жизни и человека и окружающего его мира флоры и фауны — радостные проводы зимы и весёлая встреча пробуждения и обновления природы. К этому времени и лесной хозяин — медведь, в своей берлоге просыпается.
Некоторые исследователи славянских летописей, историки и этнографы считают, что обязательным атрибутом славянского праздника был круглый и поджаристый блин, символизирующий земное отражение солнца. И начинали праздничные дни с ритуала приношения блинной жертвы – первый блин торжественно относили в лес и оставляли на пеньке. Проснувшийся в берлоге голодный и злой медведь (хозяина русского леса наши предки называли – Ком) съедал подношение и становился добрым. Отсюда и «первый блин – кому».
Первый блин – не комом, а комам – хозяевам леса, могучим медведям!
Праздничные блины из муки овса, гороха и ячменя великому Медовому Кому выпекали старшие женщины с приговором не драть скот.
В последний день масленичных гуляний сжигали чучело Морены – олицетворявшей темноту холодной зимы и богиню смерти.
Изготавливали куклу сгорбленной старухи в лохмотьях старой женской одежды из веток и соломы только женщины. Сжигая символ мёртвой природы, наши предки не проклинали её, а просили вернуться в следующую зиму.
По традиции, к чучелу Морены крепили завязанные в узлы тряпки с наговором, сжигая в обрядовом костре всё плохое и отжившее.
Комоедица — это двухнедельное празднование обновления и очищения. После долгой холодной и голодной зимы. Это рождение нового, земледельческого года. Лета непрестанного, от восхода до заката труда – работ в поле, строительства жилищ, ухода за скотом и сбор топлива на предстоящую зиму.
С приходом христианства и до наших дней, праздник Масленица (церковь изменила суть праздника Комоедицы на другие смыслы и обряды) утратил большую часть социально-значимой для передачи из поколения в поколение информации, сохранив (в искаженном виде) обрядовую составляющую: сжигают чучело весёлой Масленицы, а не злой Морены и блины, жадно поедают сами участники действа. Сроки праздника сократили с двух недель, до одной. Так и начало праздничных гуляний, привязав к православию, меняют ежегодно.
Сегодня, радостное пробуждение природы отмечают в самый лютый месяц года — февраль. И название своё – «масленица» праздник получил так как проходит он в последнюю неделю перед постом, когда ещё разрешено кушать сливочное масло.
Славянский ведический праздник – великий Праздник Весны, приносил долгожданную радость преобладания дня над ночью и смены холода на тепло ласковое. Традиции предков отмечать Астрономическое событие потехами и развлечениями для потомков преобразилось в священный обычай.
Современный «праздник» Масленица, потерявший связь с законами природы, утратил и сакральный смысл действа. Осталось только блинов поедание безудержное, шабаш и алкогольных напитков распитие.
Комоедицу всегда отмечали с размахом, шумно и весело. Балаганы, всякого рода «театры» и карусели. Звеня бубенчиками, по заснеженным улицам «летали» праздничные тройки вороных и гнедых. Суетятся ряженые, допотопные вальсы играют шарманки. Приплясывая от холода, все пьют горячий сбитень.
Описания масленицы сохранились в русской живописи и литературе. И лучше всего, про масленичные обычаи рассказывают те, кто принимал в них участие.
Особый, колористический лоск люда, гуляющего на морозе Петербурга, отразил в своей картине «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», Константин Маковский. Жанровая сцена написана в 1869 году.
Полотно Бориса Кустодиева «Масленица» (иллюстрация к этому материалу) представляет весёлые гуляния 1916 года.
Интересной информацией о мартовских праздничных игрищах и гуляниях в День весеннего равноденствия («комоедицы» — праздник пробуждающегося медведя, масленица) делится в своей книге «Язычество Древней Руси» историк и археолог, знаток культуры древней Руси академик Б.А. Рыбаков. Во время игрищ, гуляющие рядились в медвежьи маски и одевали тулупы «шерстью вверх».
Праздник Комоедица (астрономическое начало времени года «весна») отмечался за неделю до и неделю после Дня равноденствия. Главное событие праздника – сожжение чучела (зимы) Марены.
Михаил АНДРОНИК