Музей в научном амплуа
Послесловие к конференции-комплименту
Много теплых слов услышал Таганрогский художественный музей в свой адрес после прошедшей в дни Чеховской декады научно-практической конференции «Вокруг Чехова». Немалую их часть можно по праву адресовать научному сотруднику Таганрогского художественного музея, кандидату социологических наук Татьяне Рябинской.
– Татьяна, вы координировали работу оргкомитета конференции, были её ведущей и одновременно членом жюри. Вы можете не со стороны, а как бы изнутри проанализировать и оценить результаты столь необычного для музея мероприятия? Как родилась идея и насколько сложно было ее реализовать?
– Идея проведения научно-практической конференции в Таганрогском художественном музее принадлежит нашему директору Тамаре Федоровне Пугач. Она давно мечтала показать музей не только как учреждение культуры, но и как оплот науки, как научно-просветительный центр. Для того, чтобы столь благородная миссия начала реализовываться, такого рода мероприятия просто необходимы. Сотрудникам музея, конечно, и ранее доводилось участвовать в конференциях, проводимых другими учреждениями, но на своей базе это был своего рода эксперимент.
– Оправдало ли себя название конференции?
– Как представляется, вполне. Название «Вокруг Чехова», с одной стороны, ёмкое, задающее общую тему и общий тон, а с другой — позволяющее участнику выбрать исследовательский ракурс по своему вкусу, в соответствии с областью своих научных интересов. Мы совершили исследовательский облёт вокруг Чехова, как вокруг Солнца, взглянув на творчество классика и его биографию под самыми разными углами. Философский, культурологический, филологический, социологический, педагогический – и это ещё не весь перечень подходов к этой огромной сияющей теме, выбранных нашими участниками.
– Любопытно. В их числе вы назвали педагогический подход. Стало быть, с докладами выступали и педагоги?
– Да. Мы пригласили к участию в конференции не только студентов и старших школьников, но и педагогов, и научных сотрудников учреждений культуры. На наше приглашение откликнулись как преподаватели ВУЗов и колледжей, так и педагоги учреждений дошкольного образования. Последние поделились интереснейшими авторскими методиками развития детей, основанными на знакомстве с творчеством Чехова. Исключительно креативны и основательны в этом плане воспитатели 52-го детского сада, Екатерина Александровна Орлова и Карина Анатольевна Глазкова. Благодаря их трудам Чехов для детей предстаёт настоящим волшебником, а значит, интереса к нему они не утратят никогда.
– А кого из научных сотрудников вам бы хотелось особо отметить?
– Почетным гостем и участником конференции стала Зинаида Анатольевна Бойко, много сил отдавшая культурному поприщу. В настоящее время она находится на заслуженном отдыхе, но ее пыл исследователя ничуть не угас. Она подготовила замечательную работу «Музыка чеховской прозы», которая привлекла всеобщее внимание, вызвала восхищение членов жюри и, я уверена, станет подлинным украшением электронного сборника материалов конференции, который будет издан в марте — апреле. Для того, чтобы достойно обрамить выступление Зинаиды Анатольевны, мы пригласили профессионального концертмейстера, лауреата международных конкурсов Алену Плетневу, подарившую слушателям «Февраль» Чайковского. Выступление стало замечательной иллюстрацией темы взаимоотношений Чехова с миром музыки.
– На конференции выступали и актёры. Театр во время научного действа – это ново...
– Пожалуй. Но лучшего способа наглядно продолжить тему доклада Аллы Георгиевны Карповой (кстати, научного сотрудника нашего музея) было не найти. Её оригинальная работа посвящена использованию паралингвистических средств в произведениях Чехова. Проще говоря — жестов. Антон Павлович щедро одаривал своих героев выразительной мимикой и жестикуляцией для выражения тех или иных эмоций, что позволяет исследователям взглянуть на Чехова как на изумительно тонкого психолога. Вполне естественно и логично было после этого доклада перейти к драматургии. Мы пригласили замечательный коллектив «Таганрогского камерного театра», актеры которого показали фрагмент своего спектакля «Дело в шляпе», поставленного по рассказам Антона Павловича. И вуаля! Нам воочию открылось царство мимики, жеста и взволнованной пластики… Думаю, Чехов бы такой ход одобрил!
– На сайте музея был размещён список лауреатов конференции, жюри уже сказало своё слово. Но всё –таки – кого из юных докладчиков вам бы хотелось отметить особо?
– Не могли остаться незамеченными выступления учащихся лицея №4 второклассников Дмитрия Безроднева «Моя дорога к Чехову» и Вадима Елисеева «Жизнь и деятельность Антоши в лавке Чеховых». Они очаровали всех участников, восхитили членов жюри. Во время обсуждения итогов конференции у жюри возникла идея: может быть, городу стоило бы обратить внимание на юных докладчиков, приглашая их в качестве гидов туристических экскурсий по чеховским местам?
Исключительно интересные, глубокие и оригинальные доклады подготовили студентки Таганрогского института имени А.П. Чехова — филиала «РГЭУ(РИНХ)». И свадебный обряд, и гендерный подтекст, и тема Дороги, и космос, и хаос – всё это Чехов, новый Чехов, с которым познакомили слушателей эти увлечённые исследовательницы. Особую благодарность хочется выразить их замечательным наставникам – профессору кафедры русского языка и литературы Виктории Викторовне Кондратьевой и доценту Софье Владимировне Смоличёвой. Благодаря их трудам исследовательский полёт молодых учёных набрал хорошую научную высоту!
Интересную тему выбрали студенты Таганрогского металлургического техникума, проведя сравнительный анализ двух музеев «Домика Чехова» в Таганроге и «Чеховского салона» в Баденвейлере. Основному докладчику довелось побывать в Германии, в городе, где умер Антон Павлович, воочию познакомиться с экспонатами, представленными в салоне. Ценно также то, что участники, отправляясь в музей на конференцию, сумели коснуться не только чеховской темы, но и связать ее с миром музеев.
Очень порадовала своими докладами Неклиновская летная школа. Один из исследователей обратился к символике цвета в произведениях Антона Павловича и взглянул на Чехова, как на художника. Опять же, мы видим удачное пересечение чеховской темы с областью музейных интересов.
Ещё одна работа воспитанников лётной школы была посвящена феномену Таганрога как среды для формирования творческой личности. Эту работу Ивана Складанова и Яна Соколова, выполненную под руководством Максима Анатольевича Поночевного, кандидата философских наук, можно считать научным комплиментом нашему чудному городу, и впрямь подарившему миру множество дивных талантов. Впрочем, комплиментом городу, кажется, можно считать всю конференцию… И благодаря вдохновению всех без исключения наших участников он получился по-чеховски красивым!
Беседовала Елена АНДРЕЕВА, фото Сергея ПЛИШЕНКО