Предназначение

Стандартность жизненных ситуаций — это не про нас. У нас все ситуации нестандартны…

По своей природе, человек слаб. И телом и духом. Истинно жизнестойких, — спокойных внутренне и адекватно (читай: спокойно) реагирующих на внешние стрессовые ситуации, -  мало. Большинству нужна посторонняя помощь.   И это касается всех. И «здоровых» и инвалидов. Беда в том, что у инвалидов, ситуация усугубляется уверенностью, что «он один». Как только придёт понимание, что это не так, что есть те, кто как минимум его понимает, он духом окрепнет. И проснётся у него энергия. И решимость (вера в свои силы) появится. И перейдёт он из стана пассивных потребителей, в круг активных создателей благ общественных.

С задачей показать всему социуму в целом, а людям с инвалидностью
конкретно, что уже намечены пути и специалистами разрабатываются механизмы
включения их в социокультурную жизнь общества, партией «Единая Россия», десять
лет назад был принят социальный проект «Единая страна — доступная среда».

Партийный проект, в котором прописана первостепенная важность обеспечить
доступность социальных институтов всем людям с инвалидностью. Проект, дающий
возможность инвалидам реализовать свои человеческие потребности первого
порядка: использование социальных связей (совместная деятельность) для
самоидентификации через уважение и признание со стороны других членов
общества. 

Параллельно проекту партии «ЕР», и в гармонии с ним, идёт реализация
государственной программы «Доступная среда» на 2011—2020 годы. Программы,
обеспечивающей людям с инвалидностью физическую доступность социальных объектов
и транспортной инфраструктуры.

7 мая 2019 года на заседании правительства, говорилось о необходимости
продолжить работу программы и после 2020 года. Было принято решение о том, что
нужно подготовить проект государственной программы Российской Федерации «Доступная
среда» на период 2021–2025 годов. В котором должны быть предусмотрены
мероприятия по обеспечению доступной среды для инвалидов на федеральных объектах
в сферах культуры, образования, туризма и здравоохранения. Также, на заседании правительства,
было поручено соответствующим Министерствам провести проверки соблюдения норм
законодательства по обеспечению доступной среды для инвалидов. А высшим должностным
лицам субъектов Российской Федерации, рекомендовано предусмотреть
софинансирование мероприятий (в рамках государственной программы Российской
Федерации «Доступная среда») по организации доступности для людей с
инвалидностью социальных объектов. Обеспечив контроль (надзор) за процессом
создания доступной среды и соблюдением при этом норм законодательства.    

В Ростовской области, в рамках реализации социального проекта — «Единая страна — доступная среда»,
координатором проекта, депутатом Законодательного Собрания VI созыва Павлом
Бережным, сформирован общественный Совет проекта. А по рекомендации секретаря
Ростовского регионального отделения партии Александра Ищенко, с учётом
направленности проекта на вовлечение инвалидов в общественную жизнь, в состав
Совета были включены и люди с ограниченными возможностями здоровья.  

Я, как человек знающий о жизни инвалидов не понаслышке, считаю, что новому
составу Совета не стоит искать «свой путь» в решении вопросов беспокоящих людей
с инвалидностью. Достаточно будет просто повторить то положительное, что уже
сделано в других регионах Российской Федерации.

Не должны чиновники Ростовской области «гадать-догадываться» что же
инвалидам нужно и как наиболее рационально и эффективно это сделать. Притом,
что сами люди с инвалидностью будут по прежнему, никому не нужные, дома сидеть.
Мы, как «кровно» заинтересованные, сами должны чётко и ясно сформулировать, что
нам нужно и это «что» донести до сведения специалистов решающих вопросы.  

Первое. Совету надлежит устранить главный барьер — «отношенческий». Необходимо обеспечить регулярное информирование общества о жизни людей с инвалидностью. О том, что они такие же как и все остальные члены общества. О том, что они точно также как и другие Люди испытывают радости и горести.

Просто им немного много сложнее …  Для этого, в средствах массовой информации
(областных, городских, районных) должен регулярно присутствовать тематический
контент. При этом, обязательно, чтобы материал готовили сами люди с
инвалидностью. В нашей области достаточно много грамотных и желающих жить
активной жизнью людей с инвалидностью. И им нужно дать возможность, пригласив к
этой работе. Этим мы решим два вопроса: трудоустройство инвалидов и воспитание
понимания/терпимости в обществе. А для решения этой задачи, в государственной
программе «Доступная среда», отдельной строкой, следует вписать финансовую
поддержку СМИ регулярно размещающих материал о жизни инвалидов и предусмотреть
авторский гонорар. 

Второе. Выполняя рекомендации правительства о необходимости контроля за процессом создания доступной среды, Совету следует обратиться к губернатору с предложением пригласить человека с инвалидностью стать советником губернатора по вопросам доступной среды. Кстати, это не новинка. Как положительный пример, можно посмотреть информацию о работе людей с инвалидностью в командах губернаторов наших соседей — Краснодарском крае и Волгоградской области. 

Третье. Для исполнения рекомендаций правительства министерствам, о проведении проверок соблюдения норм законодательства по обеспечению доступной среды для инвалидов и, по примеру прокурора Республики Дагестан,  

предложить прокурору и министрам Ростовской области, назначить своими
помощниками по вопросам взаимодействия, защиты прав и свобод инвалидов в
Ростовской области людей с инвалидностью.

Четвёртое. Совет должен
включиться в активную работу по реализации в Ростовской области постановления правительства
Российской Федерации от 09.07.2016 №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений
и общего имущества в многоквартирном доме с учётом потребностей инвалидов».
Проведенный опрос на тематических (инвалидных) форумах показал, что
постановление работает «со скрипом». И часто не в пользу человека с
инвалидностью. 

Как положительный пример, можно рассмотреть работающий проект в Италии.
Ветхие и требующие ремонта (модернизации) здания передаются бесплатно (или по
символической цене в 1 евро) тем, кто готов в ближайшее время сделать в здании
ремонт. При этом, власти гарантируют помощь архитекторов и инженеров.

У нас, этот опыт можно повторить с небольшой вариацией —
пустующие/длительно не эксплуатируемые, бесхозные/аварийные здания передаются
инвалидам с условием, что они найдут возможность привлечь финансирование на их
ремонт. А город обеспечит софинансирование, необходимое для обустройства жилья
с учётом особых потребностей инвалида, выделяемое по программе «Доступная
среда». 

Как результат: аварийного/бесхозного (не приносящего прибыль) жилья меньше,
а жилья пригодного для проживания людей с поражением опорно-двигательного
аппарата больше. Моё мнение: как вариант, источником софинансирования реконструкции жилья с
учётом потребностей людей с инвалидностью, может быть рассмотрен «Фонд
содействия реформированию ЖКХ».  И ещё
важный плюс этой инициативы — инвалиды, включаясь  в процесс создания себе жилья, проходят
активный курс реабилитации социализацией.

Пятое. Общественный транспорт и
инфраструктура. В числе
целей и задач партийного проекта «Единая страна — доступная среда» — мониторинг реализации государственной программы Российской
Федерации «Доступная среда». Но Совет должен не только мониторить
реализацию госпрограммы. Мы должны содействовать достижению целевых показателей
госпрограммы. Комплексно рассматривая создание комфортного пространства в
городе. В том числе: по приобретению для использования на городских маршрутах
трамваев, троллейбусов и специализированных (низкопольных) автобусов большой
вместимости. В конкурсной документации на право осуществлять пассажирские
перевозки должна быть прописана обязанность перевозчиков устанавливать в
транспортном средстве информационную систему, в том числе дублирующую
необходимую для пассажиров из числа инвалидов звуковую и зрительную информацию
(«бегущая строка», световое табло, усилители звука); по созданию адаптированных
остановочных площадок, учитывающих особые потребности пассажиров с
инвалидностью; для удобства маломобильных групп населения, движение
низкопольного транспорта должно отображаться в сети.

Право
парковаться на специально оборудованных местах для инвалидов должны получать
только водители с поражением опорно-двигательного аппарата, а остальные
водители (с другими формами инвалидности) смогут получить специальный талон на
бесплатную парковку на обычных местах.

И
последнее. Каждому члену Совета необходимо помнить наш девиз: «ничего для нас,
без нас!».

Или, как сказал Франсуа-Мари Аруэ, невозможно получить подлинное представление о сыре, если
его не увидишь и не полакомишься им.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *