Салют победы над блиндажом
В таганрогской школе №16 создали уникальный музей войны и труда.
Я захожу под низкие бревенчатые своды, присаживаюсь на деревянную лавку возле грубо струганного армейского стола. Слева от меня – покрытая краской защитного цвета буссоль артиллерийская, хищно выглядывает во внешнее пространство. Этим прибором измеряют расстояние до цели. Слева – небольшая заржавевшая печь-буржуйка немецкого производства, найдена на полях Миус-фронта. Кого она согревала 70 лет назад? Может быть, солдат Вермахта, пришедших со своими черными «Шмайсерами» отнимать у наших дедов и отцов радость жизни? А может быть, русских пехотинцев, отвоевавших эту печурку у фрицев как трофей? Рядом каска, фляжка, немудрёное солдатское хозяйство.
Геннадий Константинович Гусаров, заместитель директора 16-й таганрогской школы, сам – отставной разведчик и участник боевых действий, неожиданно для меня включает звуковое сопровождение. Вдруг надрывно завывает сирена, доносятся разрывы снарядов, пулемётные очереди вспыхивают и гаснут в полумраке вспышки света, и, не поверите – мурашки бегут по коже. Такое впечатление, что из 2015 года прямиком перенёсся на поле битвы куда-нибудь под Самбек или под Ряженое, близ замутнённого кровью и пороховой гарью Миуса.
Блиндаж в натуральную величину, один в один по чертежам и оригинальным военным фотографиям – не единственный впечатляющий экспонат музея Войны и труда, который своими руками, под руководством опытных и увлечённых своим делом преподавателей, создали ученики 16-й таганрогской школы. Небольшое её потрескавшееся от времени здание (этому учебному заведению, как и нашей Великой Победе, 70 лет!) скромно стоит рядом с оживлённой городской магистралью и внушительным торговым центром. Напротив, через дорогу, вечная толпа покупателей – с тележками и полными сумками выходят из магазинов. И не подозревают, что рядом, за стенами старой школы, скрыты ценности вечные, о которых надлежит помнить всегда. Вот чёрно-белая фотография Фёдора Антоновича Полякова, а рядом – документы о награждениях и благодарность от самого главнокомандующего Иосифа Сталина. Федор Антонович, дедушка одного из работников школы, пал смертью храбрых в Прибалтике, в 1945-м году. А вот – выписки из наградных листов Ивана Леонтьевича Гусарова. Скупые строки: «Во время боя за высоту… доставлял на передний край боеприпасы и вынес с поля боя 15 раненых бойцов с оружием». И ещё: «Действовал смело и решительно во время наступления, увлекая за собой других бойцов. Из своего оружия уничтожил пулемётную точку противника».
Таких фотографий, наградных документов, скорбных сообщений о геройской гибели, писаных руками командиров, в школьном музее десятки. Запечатлённые на них люди – ушедшие или ещё радующие нас своим присутствием на этой земле – самые что ни на есть обычные, из рядовых таганрогских семей. В данном случае – из семей школьных учителей и ребят, в этой школе обучающихся. Такое простое и вместе с тем символичное свидетельство, что в той войне герой был в каждом доме. К 70-летию Великой Победы в 16-й школе решили подготовиться к акции «Забытый полк», собрали фотографии родственников – участников войны, и увеличили, напечатали заново, чтобы школьники 9 Мая с этими фотографиями стояли, как в почётном карауле, на центральных улицах Таганрога. Когда пачку обновлённых снимков принесли в школу, надо было видеть, как загорелись глаза учителей и ребят. А говорят, мы всё ищем и не можем найти национальную идею…
Кривить душой не будем, музей этот родился, как говорится, по указанию. Управление образования распорядилось – должны быть в городских школах военные музеи. Но вы попробуйте такой музей создать – без энтузиастов, без людей, вкладывающих душу.
– Ничего не было, – рассказывает Геннадий Константинович Гусаров, – ни средств, ни материалов, ни экспонатов. Первым делом кинули клич по школе – несите всё что можете, всё принимаем.
Оказалось, по семейным архивам, по сараям да по чердакам – россыпь интересных, удивительных вещей, свидетелей военного времени. Кто-то приносил полуистлевшие похоронки, кто-то – личные вещи солдат войны, письма с фронта, подлинные награды. Вездесущие мальчишки, участвуя в поисковых мероприятиях, откапывали фрагменты оружия и военного снаряжения. Так постепенно в музее Войны и труда 16-й школы появилось просто невероятное количество экспонатов, среди которых есть настолько уникальные, что не в каждом штатном музее найдёшь. Вот, например, из оружейной коллекции. Боевая часть редкой самозарядной винтовки Токарева, создателя легендарного пистолета ТТ. Эта винтовка была первым предвестником автомата и могла стрелять очередями. Интересно, что сначала её устройство скопировали немецкие конструкторы и создали свой самозарядный карабин, а затем уже на его основе были созданы первые экземпляры знаменитого автомата Калашникова. А вот – хотя и изрядно проржавевший, но в достаточной степени для музейного экспоната уцелевший «Манлихер» М-91. Горный карабин, оружие альпийских стрелков, сегодня таким экземпляром могут похвастаться немногие музеи. Геннадий Константинович Гусаров с гордостью подводит меня ещё к одному разделу, он называется «Эхо войны». Здесь – редкий экземпляр снаряда от легендарной «Катюши», а вот на стенде – фрагмент фюзеляжа летающего танка «Ил-2». Самолёт, видимо, был сбит во время ожесточённых боев, и фрагменты найдены в районе Миус-фронта. Или – солдатская фляжка, вся пробитая осколками.
– Здесь за каждым экспонатом – чья-то кровь и героическая смерть, – говорит Гусаров, – Этот раздел музея – как мемориал павшим.
Вот что ещё важно: в музее 16-й школы большинство экспонатов связаны с именами и жизнью конкретных людей, с особыми событиями нашей истории. Вот за стеклом «голландка» – морская рубаха из белого грубого полотна. Она – свидетельница малоизвестного трагического события, которое в 1955 году произошло на севастопольском рейде. Тогда диверсантами был взорван крейсер «Новороссийск». Раньше этот крейсер носил имя «Джулио Цезаре» (Юлий Цезарь) и принадлежал итальянскому флоту, но после войны как трофей перешел к флоту Черноморскому. Корабль стал жертвой диверсантов, погибло много российских моряков. Одному из них, чудом уцелевшему, и принадлежит «голландка», теперь оказавшаяся в школьном музее. Ещё есть форма военного строителя БАМа, человека, служившего в те годы и строившего имеющую огромное военно-стратегическое значение магистраль.
Здесь столько интересных разделов, что хочется рассказывать без конца. Есть экспозиция – единственная в Таганроге – посвящённая генеральному конструктору Георгию Михайловичу Бериеву. На заводе нет, а в 16-й школе есть. Началась она… с пуговицы! Пуговица с адмиральского мундира Бериева была случайно приобретена на «блошином» рынке. О находке узнала дочь Бериева, Майя Георгиевна. И передала в школьный музей множество подлинных вещей – награды генерального конструктора, документы, среди которых есть даже поздравление с днём рождения от самого Сталина.
Есть раздел, посвящённый участникам боевых действий в Чечне и Афганистане. Но главная задача, как объяснили мне, не просто показывать экспонаты, а воспитывать. В 16-й школе учатся дети из трудных семей, из числа тех, кто попал в непростую жизненную ситуацию. Трудные дети, но с каким усердием и увлечением они участвуют в создании своего музея! Своими руками под руководством учителя высшей категории Татьяны Петровны Балкуновой сделали художественное панно «Салют Победы», которое заняло первое место в общегородском конкурсе. Летом в трудовом лагере строгали брёвна для будущего блиндажа, активно ищут новые экспонаты для музея. Может быть, вот так – не словами, а делом – и надо воспитывать патриотизм.
Сергей Вахонин
Фото автора