Студент наш насущный

Когда в сочинениях ЕГЭ появились  «жы» и «шы» учителя сначала посмеялись, а потом заплакали. В этом году пороговый балл ЕГЭ по русскому языку снизили до рекордного -24 в противовес прошлогоднему – 36. Накануне международного Дня студента корреспондент «НТК» поговорил со специалистами и преподавателями таганрогских высших учебных заведений, чтобы понять, кто такие сегодняшние дети вуза и чего ждать от нынешних студентов.  

Вот уже несколько лет главным пропуском в мир студенчества, а заодно и в мир благополучия и престижа являются результаты единого госэкзамена. Как показывают многочисленные  опросы, ЕГЭ – главный интерес и ключевой объект инвестирования российских семей, самый важный процесс в стране, и  самый чувствительный вопрос для тысяч выпускников. И это понятно. Ведь от его результатов зависят судьбы и карьеры вчерашних школьников.

Однако в этом году то ли школьники стали хуже учиться, то ли ЕГЭ стали сдавать без шпаргалок, но  результаты единого госэкзамена по некоторым предметам  шокировали видавших виды учителей настолько, что Минобр, боясь  «социального взрыва»,  было вынуждено снизить  минимальный порог оценки по некоторым предметам, чтобы многие школьники могли получить аттестат.

Почему так много выпускников показали предельно низкий уровень знаний в этом году, вопрос дискуссионный. Кто-то винит Министерство образования, его целенаправленную политику  развала российского образования, а кто-то и вовсе усматривает всеобщее «отупение» нации.

Впрочем, в Управлении образования Таганрога результаты ЕГЭ в этом году плохими не называют. Выпускников, получивших аттестат о среднем общем образовании в Таганроге —1324 человека, из них  107 выпускников с золотыми,  149 с серебряными медалями (в прошлом — 109 и 66 соответственно), 5 стобалльников по ЕГЭ, правда, в 2013 году их было 32. И всего 7 человек,  которые в этом году остались без аттестата.

—Показатели среднего балла таганрогских выпускников, набравших более 80 баллов по большинству предметов ЕГЭ, выше среднеобластных значений, — говорит   специалист сектора общего и дополнительного образования Алексей Рыбась. —  Кроме того, вот уже в течение восьми лет в городе наблюдается положительная динамика среднего балла ЕГЭ по русскому языку от 57,4 балла в 2005 до 71, 24 балла в 2013 году. 49 % таганрогских  выпускников поступили в вузы.

То есть получается, что с образованием в Таганроге не все так плохо.

Вот и  в академическом сообществе судить об образованности нации по результатам ЕГЭ не берутся.

У директора Центра довузовской подготовки ЮФУ в Таганроге Игоря Доценко много заслуг. Игорь Доценко — почётный работник высшего профессионального образования, доцент кафедры физики, член Ученого совета Института нанотехнологий, электроники и прборостроения, эксперт обласной экзаменационной комиссии по проверке заданий ЕГЭ. Вот уже более 25 лет готовит выпускников школ к поступлению в вузы, а также читает курсы  по  общей физике, физике сплошных сред в ИТА ЮФУ. Он уверен: студенты  меняются, но хуже не становятся.

— Есть те, на кого каждому вузу можно богу молиться, есть те, которые если пройдут мимо — ничего страшного не произойдет, —  говорит Игорь Борисович. — Что касается ЕГЭ, то в этом году единый госэкзамен, говоря официальным языком, стал честным. А наличие таких результатов, которые показали в этом году выпускники — не вина  ЕГЭ. Наоборот, благодаря ЕГЭ мы, наконец, увидели результат. До этого мы настоящего результата  не видели. Система могла сделать его любым. Я помню времена, когда проходной балл в технические институты по результатам централизованного тестирования, предтече ЕГЭ, был в районе 240.  По каждому предмету не менее 80 баллов. И все прекрасно понимали, что последовательное введение ЕГЭ поведет к понижению  проходного балла, потому  что экзамен станет более честным. О том, что нация поглупела, речи  не идет. Речь идет о том, чтобы приучить нацию к честному экзамену с опорой на прочные знания, — говорит Игорь Доценко.

Кандидат филологических наук, преподаватель ЦДП ЮФУ Елена Попова  портрет современного студента рисует так:

— Активный, разносторонний,  не зацикливается на учебе, то есть не воспринимает учебу как главное дело своей жизни. Он мобилен, эмоционален, социально неравнодушен, технологичен в смысле владения цифровыми технологиями,  а это меняет многое в поведении, стиле жизни.

 Однако в  числе плохих качеств современных студентов  Елена Попова отмечает:

— Ксероксы, факсы, Интернет позволяют студентам пассивно обрабатывать информацию, дублировать чью-то. Конечно, это плохо для интеллектуальных тренировок.

На кафедре социологии, истории и политологии ИТА ЮФУ исследования таганрогского студенчества проводят ежегодно. В теорию государственного заговора против образования не верят, а проводимые реформы образования оценивают негативно.

 —  Видимо, власть просто хочет сэкономить на системе образования, — говорит доктор социологических наук,  заведующий кафедрой социологии, истории и политологии ИТА ЮФУ Андрей Рачипа. — Реформы сегодня явно плохо продуманы, реализуются не профессионально, с элементами свойственной нашей стране «компанейщины». Разрушаются традиционные, исторически сложившиеся университетсткие структуры (факультеты, кафедры).

В тоже время будущее вузов Андрей Рачипа рисует довольно перспективно, считая, что для пессимизма особого повода нет.

Дарья Сафронова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *