Кто лишний?

В 1986 году премьера Чеховской «Чайки» в петербургском Александрийском театре обернулась провалом. Лишь через два года после этих событий в Петербурге «Чайку» поставили на сцене МХАТа. Успех нарастал с каждым актом, и на этот раз спектакль удался. Антон Павлович не присутствовал на премьере. Сам Константин Станиславский говорил о великом русском драматурге: «Чехов – неисчерпаем». За всю историю существования пьесы мир видел большое количество «Чаек», как удачных, так и не очень. И вот, когда в Таганроге сообщили о новой премьере спектакля «Лишний человек» (по мотивам известной всем «Чайки), многие задумались о качестве самой постановки. Обусловлено это в первую очередь тем, что её решил поставить южнокорейский режиссёр Кан Те Сик. Большинство наших соотечественников, ценителей русской культуры и литературы убеждены, что по-настоящему понять и прочувствовать истинно русское может только наш человек. Во-вторых, было известно, что пьеса переделана на современный лад. Именно поэтому зрители не могли точно предугадать, чего ожидать от спектакля, но ими владел неподдельный интерес. Премьера состоялась 30 марта. В зале был аншлаг, свободных мест практически не было. На поклоне зрители аплодировали стоя.

Сюжет остался чеховский. Режиссёр шёл строго по тексту, но пьеса была заметно сокращена. Также Кан Те Сик изначально задумывал другой финал постановки. Однако руководство таганрогского театра пожелало оставить финал строго Чеховским.

– В Таганроге особое отношение к Антону Павловичу, так как он наш земляк. Мы готовы принять любые изменения, связанные с Гоголем, Достоевским, но никак не с Чеховым. Публика этого не поймёт, – прокомментировали в театре.

Существует и ещё одно отличие: Кан Те Сик вкрапил в текст и новые, современные элементы: например, Тригорин (в исполнении Игоря Перунова) восклицает: «Подождите, я забыл свой ноутбук!» Костюмы героев спектакля соответствовали 21 веку. Единственное, что может вызвать у зрителей непонимание – это наряд Нины Заречной: ультракороткие джинсовые шорты и короткий топ в полоску с открытым животом. Остальные костюмы смотрелись достаточно гармонично и не вызывали никаких нареканий. Особенно эффектно выглядела Татьяна Шабалдас (Аркадина) как в красном платье с открытой спиной, так и в белых брюках свободного кроя.

В центре событий сразу несколько героев. Это, в первую очередь, Треплев – молодой, талантливый, но ещё никем не признанный автор, старающийся поразить свое окружение, а в особенности свою мать. Треплев глубоко влюблен в Нину Заречную, которую он позвал играть в свой спектакль. Аркадина (мать героя) относится к постановке как к шутке, чем наносит обиду сыну. Женщина, в свою очередь, приезжает не одна, а с молодым беллетристом – Тригориным, которому уже сопутствует успех и слава. Спустя время между Тригориным и Заречной зарождаются чувства. И это коренным образом отражается на жизни других действующих лиц. На первый взгляд может показаться, что в пьесе есть и второстепенные герои, такие как Маша, Медведенко, Шамраев, Полина и другие, но это не так. Зрители не смогут выделить ни главных, ни второстепенных героев. Это ещё одна особенность, как пьес Чехова, так и этой новой «театральной фантазии».

Отметим, что театральное руководство очень осторожно отнеслаось к переложению Чеховского произведения – изменило название и обозначило в афише жанр «театральная фантазия по мотивам Чеховской «Чайки».

– Название пьесы нельзя было оставить прежним, так как зрители не смогли бы найти именно ту «Чайку», которую привыкли видеть, – объяснил директор Таганрогского драматического театра имени А.П. Чехова Сергей Герт. – А обманывать их было бы со стороны театра нечестно.

Несмотря на все опасения и предубеждения зрителей, премьера безоговорочно удалась. Это было яркое, запоминающееся, подлинно трогательное, пробивающее до слез и мурашек по коже действие.

Были необыкновенно подобраны музыка и декорации. Это не было вычурно, всё было к месту. Очень картинно выглядела сцена в разном световом освещении: в определенные моменты развития действия цвета менялись. Это и красный, и синий, и зеленый, серый, оранжевый. Особый смысл нёс красный цвет в финале. Он означал смерть одного из героев – Треплева.

Главный вопрос, который ставит само название пьесы перед зрителями – кто же этот лишний человек? Или, быть может, это лишние люди? На этот вопрос можно ответить, посмотрев спектакль. Пьеса не зря перенесена на современность. Столетия проходят, а ничего не меняется. На этот раз театр выполнил свою главную функцию – он грамотно предоставил зрителям пищу для ума.

 

Юлия Мирошникова

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *