Без бумажки?

«Новый курьер» выяснил, как сократить количество всевозможных справок, которые требуются «льготникам» для подтверждения их прав

Около 22 тысяч жителей Таганрога с разной степенью инвалидности имеют право на государственную поддержку. Часть этой помощи предоставляется Пенсионным фондом. Многие «льготники» выбирают получение части из выделяемого им набора социальных услуг в натуральной форме. В частности, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте. Чтобы реализовать это право, им приходится в конце каждого года обращаться в отделение Пенсионного фонда. После проверки документов посетителя, сотрудники фонда оформляют справку на право льготного проезда пригородным электротранспортом на странице формата А4. Между тем, существует реестр инвалидов и все структуры, работающие с инвалидами, имеют к нему доступ. С вопроса о том, не является ли излишней ли такая трата времени и бумаги началась беседа с начальником управления Пенсионного фонда в Таганроге Верой Милаевой.

– Справка, о которой вы говорите, это не просто «бумага», а документ. Выдается она только по обращению гражданина или его законного представителя, – отвечает Вера Ивановна.

– Почему справка выдается на год?

– Потому что каждый человек, имеющий право на предоставление набора социальных услуг, ежегодно может поменять свое решение: пользоваться социальными услугами в денежном выражении или получать их в натуральном виде в зависимости от его потребностей. Такое решение оформляется заявлением и может быть подано к нам в управление, в МФЦ или через сайт госуслуг до 1 октября текущего года на следующий год, поэтому периодом предоставления набора социальных услуг является календарный год. Получить справку можно не только у нас, но и на сайте госуслуг.

– Да, обратиться можно и в МФЦ и на сайт госуслуг. Но заявление всё равно будет перенаправлено к вам. Выдать документ о праве на льготы и внести изменения в регистр могут только сотрудники УПФР?

– Да, Пенсионный фонд осуществляет учет права граждан на получение социальных услуг и ведёт федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

– Выдачей документа, дающего право на льготный проезд и контролем за его сроком действия занимаются сотрудники Пенсионного фонда. А кто оплачивает оказанную услугу по перевозке «льготного» пассажира? Тоже Пенсионный фонд?

– Нет, оплата за оказанные услуги по перевозке «льготных» пассажиров и возмещение финансовых потерь перевозчику за оказанную услугу федеральным льготникам не относятся к компетенции Пенсионного фонда и нами не контролируется.

– Сколько всего жителей Таганрога имеют право на набор социальных услуг?

– Всего в городе девять тысяч человек, сохранивших за собой право и в какой-то степени пользующихся набором социальных услуг. Но ситуация меняется каждый год. Появляются новые «льготники», кто-то изменяет свой статус, выбирая получение какой-то услуги в денежном выражении, а какой-то услуги в натуральном виде.

– Да, не так уж и много листов бумаги формата А4 нужно распечатать. Однако, к примеру, Сбербанк, даже выдавая своим клиентам наличные деньги переспрашивает о необходимости печатать чек – маленькую бумажку. Так проявляется забота об экологии. ПФР, по примеру Сбербанка, заботясь о природе, тоже может передать сведения из федерального реестра инвалидов железной дороге и не тратить даже такое малое количество бумаги.

– Нет, любые конфиденциальные сведения отделение Пенсионного фонда может передавать только тем структурам, с которыми заключен договор. К примеру, ваш участковый терапевт знает, пользуетесь ли вы льготными лекарствами или нет, сотрудники ФСС видят, имеете ли вы право на санаторно-курортное оздоровление. А с железной дорогой построены отношения иначе – вы предъявляете личный паспорт, справку медико-социальной экспертизы, документ о праве на льготный проезд и тогда получаете проездной билет.

– А кто может принять решение об изменении этого порядка, о передаче сведений железнодорожникам в цифровом виде?

– Это не входит в компетенцию управления Пенсионного фонда в Таганроге. Мы являемся оператором федерального реестра инвалидов. Ежемесячно его загружаем и даём доступ пользователям. Ежемесячная денежная выплата инвалидам состоит из двух частей: в денежном выражении и наборе социальных услуг. Набором социальных услуг управляет сам человек. Наша обязанность назначить ежемесячные денежные выплаты и организовать их получение человеком.

– Хорошо, вопрос к вам, как к человеку, а не чиновнику. Международное право понятие «дискриминация» определяет как «предвзятое отношение к человеку на основании наличия какого-то признака». Ситуация: контролёр проверяет проездные документы у пассажиров. «Обычному» пассажиру достаточно просто предъявить билет. Никаких документов о происхождении денег, на которые этот билет был куплен, контролёр не спрашивает. А вот у «льготного» пассажира контролёр требует предъявить три документа: личный паспорт, справку МСЭ и документ, выданный УПФР. Получается, что отношение к «льготнику» именно предвзятое. В нём видят потенциального правонарушителя.

– Порядок организации перевозки граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения регулируется Приказом Минздравсоцразвития России. Приказом определено, что безденежные проездные документы – билеты для бесплатного проезда – недействительны без документов, удостоверяющих право на бесплатный проезд и справки, выданной Пенсионным фондом. Гражданам при проезде на железнодорожном транспорте пригородного сообщения следует иметь билеты, сохранять их до окончания поездки и выхода с пассажирской платформы, предъявлять при проведении контроля в поездах, а также в пунктах отправления и назначения работникам контролирующих органов.

– Да, но правила устанавливают люди. К примеру, проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования. В Ростове-на-Дону льготники пользуются пластиковой карточкой. Оплачивая каждую свою поездку. Если человек какое-то время транспортом не пользуется, то деньги на карточке сохраняются. А жители Таганрога, имеющие право на 50% льготу при оплате проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования оплачивают не количество поездок, а время действия социального талона. Получается, что государством установленная льгота в Таганроге не исполняется.

– Этот вопрос не в нашей компетенции. Это прерогатива депутатов и УСЗН.

– Понятен ответ чиновника. А человека? Вы согласны с тем, что пользоваться для оплаты проезда на транспорте много удобнее пластиковой карточкой, а не мнущейся бумажкой?

– Да, карточкой удобней. Однако для изготовления и использования пластиковой карты оплаты нужны специальная техника и финансирование соответствующее. Стоимость бумаги много дешевле. К тому же нужно учитывать тот контингент, о котором мы говорим и с которым мы работаем. Люди старшего возраста очень настороженно относятся ко всяким нововведениям, а многие просто отказываются переходить на получение пенсии через банковские карты.

Мы работаем на основании административных регламентов, утверждённых правительством и Госдумой. Справка, которую мы выдаём, о наборе социальных услуг, утверждена законом и, чтобы изменить её форму, должны быть внесены изменения в законодательные акты.

– Если депутаты, думая обо всех гражданах, и о людях старшего возраста, и о молодёжи, выйдут с такой законодательной инициативой, вы посчитаете это преждевременным или согласитесь, что уже пора переходить на электронный документооборот?

– Да, цифровизация идёт, и она необходима. Сейчас вводится электронная трудовая книжка. У тех, кто начнёт работать с 2021 года, трудовая книжка будет только в электронном виде. А у тех, кто уже сейчас работает и намерен продолжать трудовую деятельность, будет вестись и в электронном виде и на бумажном носителе до тех пор, пока сам человек не напишет заявление с просьбой о переходе на электронный вариант. И ещё у нас теперь есть Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). Жители Таганрога, зарегистрировавшись на сайте госуслуг, могут войти в личный кабинет на портале ЕГИССО и узнать, какие меры поддержки они получают, а в дальнейшем – на какие социальные меры имеют право. Более того, в настоящее время, не дожидаясь, пока к нам придёт выписка МСЭ на бумажном носителе, мы даже пенсию человеку назначаем на основании сведений из федерального реестра инвалидов, который при освидетельствовании заполняет сотрудник медико-социальной экспертизы.

Михаил Андроник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *