Елена Ищенко: У Таганрога фантастические ресурсы
Елена Ищенко – консультант по маркетингу, эксперт правительства РФ, член Ассоциации консультантов по экономике и управлению, соразработчик туристского бренда «Вольный Дон» и маркетинговой стратегии туристской привлекательности Ростовской области. Недавно она выступила главным спикером форума «Город Таганрог – туристический центр», в котором участвовали представители бизнеса, туристической сферы, педагоги и управленцы. На полях форума Елена Хачатуровна поделилась с «Новым курьером» своим видением туристической привлекательности Таганрога.
– Елена Хачатуровна, Таганрог – это город, стоящий особняком в Ростовской области, прежде всего за счет своей богатой истории. Основанный Петром I в качестве южного форпоста, он быстро стал богатым торговым городом, где одних только иностранных консульств было 18! Некоторые эксперты открыто высказывают мнение, что в процессе развития бренда «Вольный Дон» игнорируется Таганрог? Или он, наоборот, органично вписан в концепцию бренда? Если да, то как?
– Если быть объективным, весь Донской край – уникальная сокровищница на историческом перекрестке Великой Степи, Востока и Запада. Наша земля хранит артефакт как минимум последних полутора тысяч лет, следы многих эпох со времен каменного века память о «Великом Шелковом пути» испытала на себе воздействие череды сменяемых друг друга племен, народов и культур. И Таганрог – одна из роскошных жемчужин края.
Всем известна уникальность этого города, его связь с именем Петра I и первыми шагами первого в истории России регулярного военно-морского флота. И естественно, что он первым из городов Ростовской области был включен в состав привлекательных для туриста муниципалитетов, которые следовало описать языком маркетинга. Ростов-на-Дону и Азов присоединились уже позже, после презентации первых решений.
Бренд «Вольный Дон» – это, в первую очередь, стратегия позиционирования и продвижения, а не картинки, как думают многие. Региону пора занять место в голове туриста в виде понятного и привлекательного образа, чтоб потом попасть в его сердце. Для этого и разработан целый ряд сильных современных гибридных решений по продвижению разнообразных уникальностей территорий региона.
Всем понятно, что делать это под «зонтиком» областного бренда эффективнее и быстрее. Развивать в связке гастрономический, этнографический, экологический и событийный туризм. Проводить пресс-туры нового типа с привлечением лидеров туриндустрии и смежных отраслей, работать с бренд-амбассадорами и агентами влияния. Делать акцент на создание, наполнение и ведение аккаунтов муниципальных образований в соцсетях, чтобы пользователи могли легко найти информацию и сориентироваться, чем отдых в одном городе/районе Ростовской области отличается от другого.
Таргетинг автотуристов способствует тому, чтобы транзитные водители и пассажиры останавливались на пару-тройку дней в Ростовской области. И все эти решения подхвачены увлеченными туристскими активистами городов и районов Ростовской области, которые и продвигают свои территории. Это замечательные люди, профессионалы, влюбленные в свою родину, среди которых заметны таганрожцы.
– Какие драйверы туристического развития Таганрога вы видите? И какие факторы, наоборот, препятствуют?
– У Таганрога фантастические ресурсы! Вы ходите по золоту, не замечая этого. Таганрог – это город-музей под открытым небом. Это уникальная география – исторический центр расположен на полуострове, с трех сторон омываемый морем. А гастрономия и фестивали – важнейшие драйверы развития туризма. Нужно увеличить число и типологию событийных мероприятий города.
Фестиваль «Оборона Таганрога 1855 года» – как событие с успешной историей – уже через пару лет вполне способно стать самостоятельным объектом туристского интереса и генерировать приток налоговых отчислений в городской бюджет, привлекать титульных партнеров.
Препятствий не вижу, кроме одного – разобщенности самих таганрожцев и отсутствие коллективных усилий в направлении формирования маркетинговой концепции туристской привлекательности города. Уверена, что туризм способен помочь городу переосмыслить себя. Скажем, в экспортном фокусе Таганрога может появиться Греция, что вполне логично. И тогда без составления профайла греческого туриста, далее конкретизированного по категориям (групповой, индивидуальный, семейный турист и др.), не обойтись.
Можно присоединиться к «Культурным маршрутам Европы», часть из которых включают Россию, к межрегиональным маршрутам в рамках Ассамблеи Петровских городов – сотни идей лежат на поверхности.
Все города формируют свой бренд – сегментируют целевые аудитории, профилируют рынок. Так, греческие периферии (объединения нескольких муниципалитетов) «разобрали» между собой российские регионы – и для каждой их группы разрабатывается собственный продукт. А маленький Портленд в американском штате Орегон огляделся вокруг себя, и на мировые тренды в целом, и вышел на туристический рынок в образе «лучшего места долгосрочного отдыха путешественников «серебряного» возраста, заточив под этот концепт все – от пандусов до круглосуточных служб поддержки туристов.
– Есть ли у Таганрога шансы, чтобы стать лидером муниципалитетов Ростовской области в сфере внутреннего туризма? Как именно?
– Смыслы, концепции, маркетинговые стратегии стали в современной экономике инструментом самоутверждения городов, эффективным инструментом создания их лидерства. Появление «горячих экономик» определило этот новый тип конкуренции городов – конкуренцию по скорости самоорганизации и конвертации значимых для города людей из наблюдателей в амбассадоры города, по качеству городского нетворкинга и результатов коллективной мыследеятельности.
Для лидерства нужно внятное маркетинговое позиционирование – внутренне непротиворечивое, поддержанное местным бизнесом и потенциально выражаемое в конкретных турпродуктах. Все реально и довольно просто. Но надо суметь сформировать смыслы в заданной сфере.
– Какие предложения спикеров круглого стола «Город Таганрог – туристический центр» вы считаете конструктивными и реализуемыми на практике в ближайшей и среднесрочной перспективе?
– Это была первая из задуманной серии встреч. Она требует серьезной рефлексии. Идей и предложений было много – предметных, реализуемых и на ближайшую, и стратегическую перспективу. Но самое главное – состоялось общение представителей органов власти, бизнеса и вузов, в процессе которого возникали действительно новые идеи.
Беседовала Надежда Феденко