Возрождение музея

На культурно-туристическую карту Таганрога вернулся значимый объект, который за время реставрационных работ даже начали забывать. Однако «Музей градостроительства и быта Таганрога» восстал и представил посетителям совершенно обновлённую экспозицию.
Было…

Уникальный музей, созданный в 1981 году для популяризации единого архитектурно-градостроительного ансамбля Таганрога, и по своему формату практически не имеющий аналогов в стране, в последние десятилетия переживал не лучшие времена.

Многие помнят этот музей по гастролирующим выставкам восковых фигур в цокольном этаже. Некоторые – по проходившим там же ярмаркам бижутерии из янтаря. И, пожалуй, реже воспоминания о самих музейных залах.

В 90-е годы рассказ о Таганроге, как о «городе мечты» Петра I, звучал несколько иронично на фоне действительности за окном. А в пресыщенные мультимедийными зрелищами 2000-е тягаться по популярности с оккупировавшими цоколь восковыми «шрэками» и «бэтменами» старой скромной экспозиции было нереально.

Важной датой оказался 2016-й год, когда Таганрогский музей-заповедник (ТГЛИАМЗ – комплекс из семии музеев) получил финансовый грант по федеральной программе «Культура России».

На эти средства в 2017 году вместе с ещё двумя музеями ТГЛИАМЗа – Краеведческим («Дворец Алфераки»), и Литературным («Гимназия»), «Музей градостроительства» был закрыт строительными лесами. Изменения, как оказалось, произошли не только с фасадом здания.

Стало

«Главным героем нашей экспозиции является город. Город, меняющийся во времени. Вы увидите, что каждый зал имеет своё собственное лицо. И при этом, в каждом зале использовано, как минимум четыре уровня подачи информации», – рассказывает директор музея Марианна Григорян – кандидат искусствоведения, один из авторов фундаментального труда по истории таганрогской архитектуры.

Главное – это, конечно, подлинный экспонат – настоящие предметы, сохранившиеся на протяжении веков. Второй уровень – объёмные макеты: планы города, крепости, гавани. Такие объекты присутствуют во многих залах. Третий уровень – тематические информационные планшеты с поясняющими текстами. Ну, и наконец, ещё один способ донесения информации – современные мультимедийные устройства.

В первом зале, посвящённом эпохе Петра I и Екатерины II, во всю ширину стен развернулись старинные чертежи крепости и гавани, гравюры с видами Таганрога – увеличенные в десятки раз.

Связь времён ощущается в картинных рамках на стенах. В одних рамках – старинные бумажные чертежи, в других – тоже старинные чертежи, но уже на электронных носителях.

Рядом с реконструкцией подводной части стен петровской гавани, стоит дубовая свая, извлечённая со дна таганрогского порта, и некогда действительно служившая частью искуcственого мола старой гавани.

Стоит отметить, что новая экспозиция включила в себя целый ряд экспонатов, никогда ранее не выставлявшихся. И эта свая, три века спавшая на дне моря – один из них.

Гордость зала – старинная бронзовая медаль, реплика золотой медали, пожалованной царём итальянскому капитану Матвею Симонту за строительство таганрогской гавани. С этой медалью связана ещё одна характерная черта новой экспозиции – формировали её не только «запланированные» вещи.

Авторы выставочного пространства творчески обыгрывали и те предметы, которые неравнодушные таганрожцы преподносили музею в дар. Например, лучше рассмотреть план крепости, отчеканенный на вышеупомянутой медали (чтобы потом сравнить с макетом на стене), теперь помогает специальная линза, подаренная музею Игорем Павленко – председателем фонда «Таганрог исторический». И таких примеров участия таганрожцев в создании новой экспозиции немало.

Из первого зала во второй и далее посетители движутся «против часовой стрелки» – вдоль окон парадного фасада по ул. Фрунзе. По словам Марианны Григорян, в этом ещё одно отличие от старой экспозиции, развёртывание которой шло «по часовой», вдоль окон внутреннего двора.

За «Петровским» залом следует «Александровский», в стиле «ампир». Это портрет города первой половины XIX века, эпохи наивысшего экономического благоденствия старого портового Таганрога.

Зал второй половины XIX века – это тот самый «век девятнадцатый, железный», о котором писал в своё время Блок. Экспозиция посвящена росту промышленности, приходу в Таганрог железной дороги, жизни города той эпохи в целом.

Следующий зал посвящён «эклектике». Этот смешанный стиль в архитектуре и декоре, впитавший в себя, порой в причудливых вариациях, почти все прочие стили, был невероятно популярен как в фасадах, так и в интерьерах старого Таганрога. Ведь эклектика – это дух города, смешавшего в себе за века истории различные крови, наречия, культуры. Поэтому всего-то один стиль и был удостоен целого зала.

Повсюду в музее есть технические новинки: тачскрины, проекторы, лайтбоксы – «световые короба» с нанесённым поверх изображением. В каждом зале есть свои «жемчужины»: кресло из дворца Александра I, линза старого, разрушенного маяка… И всё же есть один маленький зал, который даже на фоне этого разнообразия можно назвать особым.

Это бывший кабинет хозяина дома, помещика Евгения Шаронова. Зал, украшеный богатой майоликовой печью (майолика – обожжённая глина, покрытая глазурью и красками), рассказывает о самом явном, но и самом ранее «недосказанном» богатстве «Музея Градостроительства» – непосредственно об особняке, в котором музей расположен. А особняк этот, построенный в 1912 году знаменитым Фёдором Шехтелем, украшенный масками ливийских львиц работы Михаила Врубеля, и целыми майоликовыми картинами по фасаду, способен рассказать о себе многое. И рассказывает – в фильме, снятом о доме Шаронова авторами экспозиции, и демонстрируемом теперь в бывшем кабинете помещика – в «майоликовом зале» музея.

«Сегодня наши знания о Таганроге трёх веков его существования находятся на гораздо более высоком уровне, чем в годы создания первой музейной экспозиции, – подчёркивает Марианна Григорян. – Ликвидированы многие белые пятна в архитектурно-градостроительной истории города, вышли из забвения имена таганрогских архитекторов. Всё это позволило предложить посетителю музея качественно иной уровень экспозиции».

Будет!

«Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить», – писал Чехов. Чтобы не нарушать заветы земляка-классика, вспомним про «восковых шрэков и бэтменов», о которых говорилось в начале. Что будет с этими, регулярно приезжавшими ранее, обитателями цокольного этажа? Очевидно, им придётся подыскать другую площадку. В освободившемся цоколе кипит работа. Своего открытия ждут ещё пять выставочных залов, которые расскажут об архитектуре и градостроительстве Таганрога советской эпохи. И когда работы будут завершены, выставочная площадь составит небывалые для «Градостроительства» 500 квадратных метров.

Нынешний, «дореволюционный» этап экспозиции авторы посвятили 121-й годовщине основания Таганрогского городского музея. Работы над вторым этапом команда сотрудников музея собирается завершить к сентябрю, и открыть ко Дню города.

Что там будет? И правда ли «Круглый дом», с высоты птичьего полёта похожий на букву «С», это начало планировавшегося грандиозного квартала-«надписи» – «СССР»? Узнаем в сентябре.

Станислав ПАДАЛКА, фото Сергея ПЛИШЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *