Лиана Давтян: Главное – оторваться от серости

В концертно-выставочном зале Чеховской библиотеки открылась персональная выставка заведующей художественным отделением Таганрогской школы искусств Лианы Давтян «Краски жизни». «Новый курьер» поздравил Лиану Валентиновну с открытием экспозиции и узнал немало интересного о её жизни и творчестве.

– Подчас художнику-педагогу ради своих учеников приходится жертвовать реализацией самого себя как художника. Вы – счастливое исключение из этого правила?

– Почему? Вовсе нет! Моим учителем в школе искусств был заслуженный художник Армении Владимир Маркарян. Валмар. Ныне это народный художник Армении, очень крупный, всемирно известный мастер; у него очень мощные работы, они представлены не только в Третьяковской галерее и в других ведущих музеях России, и самой Армении, но и в музеях Франции, США, Италии, Японии. Ему нынешней весной исполнится 70 лет. И он в своём творчестве, в своём развитии останавливаться и не думает. Я ему бесконечно благодарна. Он мне дал очень много. У нас в классе стояла идеальная тишина: настолько все были увлечены, погружены в работу. Я своим ученикам рассказываю об этом…

– Наверное, с ними, с нынешними детьми, такое невозможно…

– Я заметила: когда я вместе с ними работаю, у нас устанавливается такая же тишина. Тут, на выставке, у меня серия набросков. Эскизы портретов моих учеников. Я их делаю минут за 15, когда дети в творческом процессе; у меня прекрасная возможность использовать это время.

– Но живописи, в сравнении с графикой, вы отдаёте явное предпочтение?

– Для меня цвет по жизни имеет огромное значение. Для кого-то это может показаться смешным, но у меня может испортиться настроение из-за цвета. Когда я вижу несочетаемые цвета, во мне начинается внутренняя борьба. Я по цвету воспринимаю людей.

– Краски, да и сами художественные образы – это средства художника поделиться со зрителем своими эмоциями, мыслями. С чувствами в целом понятно: вы щедро одариваете душевными теплом и светом. У вас немало и философских полотен, дающих пищу для разнообразных размышлений. А какова главная идея, которую вы стремитесь донести до зрителя?

– Я восхищаюсь всем красивым. Не перестаю восхищаться. Я вижу красоту полотен великих мастеров. И понимаю, с каким трепетом они это писали. Чем глубже я вникаю в их работы, тем лучше понимаю то, что ими двигало восхищение миром. Я считаю, все великие творцы были движимы восхищением миром, созданным Творцом. В их жизни были судьбоносные моменты, потери, печали, радости. Не смотря на всё это, они писали. Я поняла, что это – краски жизни. Эта выставка так и называется. Здесь много недосказанного, недописанного. Но, думаю, это стимул для дальнейшего творчества.

– А стимул человеку творческому – необходим!

– Очень. Пример – моя мама, профессиональный художник. В академии искусств у меня преподавали её учителя; они её помнили, ценили. Для меня она – гениальный художник. Не потому что она моя мама. Просто я видела очень много работ самых разных художников. Но она не состоялась. Не потому что не умела. А потому что не ставила этой цели. Жизнь прошла как-то. Но для меня она – самый строгий, самый лучший критик. Она мне многое дала, даёт и сейчас.

– Вы работаете не только в разных жанрах, но и в самых разных техниках...

– Останавливаться на чём-то не могу и не хочу. Потому что много есть неизведанного, много надо пробовать, что-то новое для себя открывать. Одна и та же техника, в которой ты, казалось бы, годами работаешь… И вдруг ты сама себя ловишь на каком-то своём открытии.

– Вы родились и выросли в Ереване, там окончили школу искусств, академию искусств. А как оказались в Таганроге?

– Приехала впервые в 2000 году и влюбилась в этот город. Приехала сюда с надеждой просто погостить. И вернулась в Ереван за вещами. Здесь – особая аура. Просто мы обычно не ощущаем, что находимся в таком колорите, в таком моменте. И не понимаем, что это был дар. Например, совет Ливады. Или просто общение с Хаславским. Это наши современные таганрогские художники. Или наш искусствовед, Людмила Александровна Захарова, приглашала нас в художественный музей. Сейчас юбилейные годы многих таганрогских художников, которых уже нет с нами, но они прославили наш город, оставили нам своё достояние. Они немногим уступают великим мастерам. Но это надо видеть, знать. Коллекция нашего художественного музея входит в десятку лучших в стране.

– Как удаётся творить с вашей педагогической и административной работой? По ночам?

– Большей частью – по ночам. Ловлю момент, фиксирую освещение днём. Это для меня очень важно – увидеть, как это в реальности, на самом деле. Для меня ценно дневное освещение. Но в силу своей занятости, пишу и при электрическом. В восемь часов вечера, когда возвращаюсь домой с работы, я уже ничего не хочу, и себя иногда не чувствую. Мне нужно прийти в себя. Потом часов с 12 ночи у меня озарение, я «сова». И начинается. Ну, думаю, допишу до двух-трёх, и лягу спать. Потом смотрю – светает: собирайся, дорогая, на работу! Такое тоже бывает. Конечно, нельзя в таком режиме жить, но такое удовольствие получаешь, ни о чём уже не думаешь.

– Да, сейчас многие работают только ради заработка. Но есть счастливчики, у которых есть и творческая радость, вы как раз из их числа.

– Если бы я не получала радость на работе, я бы там не работала. Если ты не любишь детей, там делать нечего! Когда у ребёнка начинает получаться, и ты видишь его искрящиеся глаза, то понимаешь: он уже не хочет уходить из-за мольберта; это – самое дорогое! Когда они говорят: «Лиана Валентиновна! Мы не хотим идти домой», – для меня это самое большое счастье. И когда они делятся с тобой больше, чем с родителями, открывают свои секреты… Для меня это великая честь. И приходится быть и за родителя: я им даю советы, как подсказала бы своему ребёнку. Там такой энергетический взаимообмен происходит. Они мне дают мысли, темы. Когда я с ними общаюсь, наблюдаю за ними, во мне очень многое происходит. И воспоминания о своём собственном детстве. И какие-то переживания, над которыми мы в тот момент, в том возрасте, не задумывались…

– А другие говорят, что с ними – сложно, что они ленивые, глупые.

– Они не глупые! Наоборот! Они очень быстро развиваются, очень быстро всё схватывают. Они рано взрослеют, к сожалению. Думаю, просто надо уметь с ними договариваться. Но они ленивые, это – да. Потому что им очень многое слишком легко даётся. В том числе информация.

– Вы поимённо назвали некоторых учителей, коллег. Может, из учеников назовёте кого-то?

– В прошлом учебном году в Париже проходил детский конкурс «Мы – за мир!». Это был конкурс в разных видах искусств. Мой ученик, Владислав Сергиенко, завоевал гран-при в области изобразительного искусства. Другие мои ученики стали лауреатами этого конкурса. Для нас это было сюрпризом. Ведь мы видим, политика влияет и на спорт. Мы думали, что и в искусстве скажется эта ситуация. И мы были безмерно благодарны организаторам конкурса за то, что они справедливо оценили труд наших детей. К сожалению, так бывает не всегда. Отправляли подлинники детских работ на международные конкурсы в Болгарию и в Японию, не получили никакого ответа. Конечно, когда наши учащиеся побеждают в различных конкурсах, это огромная радость и для нас, педагогов, и для родителей, и для самих детей. И для школы это честь. И когда наши выпускники становятся нашими коллегами, профессиональными художниками, это для нас и честь, и радость. Но главное в нашей деятельности всё-таки другое. Главное – оторвать ребят, которые к нам пришли, от серости будней, привить им любовь к прекрасному, умение это прекрасное видеть. Это развивает у человека и вкус, и чувства, и его интеллект, и творческие способности. Это делает его гармонически развитой, счастливой личностью. А состоявшийся как личность ученик и своего учителя делает счастливее.

Беседовал Антон САХНОВСКИЙ, фото автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *