О МОНОПОЛИСТАХ – С «ЛЮБОВЬЮ»

Невероятно, но факт: половина, если не больше, наших проблем в обычной, повседневной жизни могла быть решена, если бы не монополизм. Кажется, о каком монополизме может идти речь в стране победившей рыночной экономики? В том-то и дело, что эта самая рыночная экономика немалое количество сфер, напрямую влияющих на качество нашей жизни, почти не затронула. Приведу пример из жизни.

Кому — кризис, а кому – мать родная

Почти всю эту зиму мы в нашем многоквартирном доме «боролись за тепло». Исправно внося отнюдь не маленькую плату, которая, к тому же, в этом году выросла (а как же – кризис!), мы никак не могли получить нормальной температуры в наших квартирах. Самое потрясающее в этой истории то, что на сей раз ни прогнившие трубы, ни состояние котельных, ни наличие или отсутствие каких-нибудь там обраток здесь не при чем. Все это работало вполне исправно. Просто компания – поставщик теплоносителя решила нас, потребителей, немного «повоспитывать». У нас не установлен общедомовой тепловой счетчик, и, не давая порой и пятой части того тепла, которое мы бы должны были получать, с нас, тем не менее, брали деньги по максимуму. Когда мы, таким образом искусственно охлаждаемые, но разгоряченные от эмоций, звонили в нашу котельную, там очень спокойно отвечали, что, во-первых, они экономят газ и топят в зависимости от температуры на улице. Во-вторых, у нас нет счетчика, и мы – весь дом – должны платить им по тарифу. И, в-третьих, по их расчетам, нормальная температура в жилом помещении – 18-20 градусов.

Это просто-таки рафинированный пример, как монополист может без зазрения совести диктовать любые условия полностью зависящему от него потребителю. Тепловая компания прекрасно знает, что наш дом, как и десятки других домов, намертво привязанных к их трубе, никогда никуда от них не денутся. Эти господа также очень хорошо сознают, что народ у нас мало организован и защищать себя не умеет. В судах такого рода дела разрешить весьма затруднительно. Тепловой счетчик, который стоит очень дорого, мы еще долго, видимо, поставить не сможем, особенно в условиях, когда наши доходы сжимаются, как шагреневая кожа, а цены растут. И, значит, можно без зазрения совести «прикрутить» газовую горелку, навязать потребителю его пресловутые 18-20 градусов (а куда он денется?!). И, «сдирая» с него плату по максимуму, получать хорошие доходы, покупать себе дорогие машины и дома, в общем, жить припеваючи. Кому, как говорится, кризис, а кому – мать родная.

А теперь немного пофантазируем. Если бы на рынке поставок тепла не было монополизма, если бы система теплоподачи по городу была организована таким образом, что дома могли бы сами выбирать, к кому подключаться, а кому, наоборот, мило помахать ручкой на прощанье, возможна была бы та ситуация, в которой мы этой зимой оказались? Разумеется, нет! Поставщики тепла боролись бы за каждый дом! Давайте представим еще одну возможность, как говорится, более технологичную. Известно, что у нас, в Таганроге, не говоря уже про всю область или даже страну, есть предприятия, готовые выпускать отличные мини-котельные. Такие, которые можно было бы устанавливать для отопления одного, отдельно взятого многоквартирного дома. И вот государство, или, скажем, областное и даже городское правительство вдруг озаботилось интересами людей, и придумало, а главное, реализовало на практике программу софинансирования производства и повсеместной установки таких котельных. Ну то есть, чтобы завод, производящий такую продукцию, получал свою компенсацию за то, что осуществляет программу социальной направленности. И чтобы жители дома, для которого будет произведена и установлена такая котельная, могли бы лишь посильно (а не в полном объеме) участвовать в софинансировании этого проекта. Что бы стало тогда с этими монстрами-монополистами?! Какие бы песни, о каких 18-20 градусах, они бы запели тогда? О какой оплате за их жалкие услуги по максимумум, не говоря уже о повышении этой оплаты, смогли бы они говорить? Да на коленях бы ползали перед жильцами каждого дома, лишь бы те не отказывались от их услуг! И все эти голые трубы, которые обогревают наши улицы, были бы в тот же час замотаны чем надо и изолированы от утечки тепла, как нужно. Но нет такой программы, никто и не думает о развитии сети мини-котельных в нашем городе, а значит, эти монополисты будут по-прежнему делать с нами все, что захотят.

«Страшные» страховщики
Думаете, только с городскими организациями, поставляющими нам тепло, такая ситуация? Ошибаетесь. О том, что у нас стало происходить в городе с автострахованием по системе ОСАГО, не написал уже только ленивый. Очереди, выстраивающиеся возле практически единственной страховой организации, где могут оформит ОСАГО автовладельцы обычных, не «крутых» машин, и причем без дорогостоящих «дополнительных услуг» – разве это не свидетельство все того же всепроникающего монополизма? В качестве бонуса к тому, что уже написали мои коллеги, могу рассказать свою историю. Всего несколько месяцев назад я приехал в страховую компанию, в которой прежде без всяких проблем оформлял ОСАГО. На этот раз меня встретили как-то нерадостно.

— Какой объем двигателя у вашей машины? – поинтересовался принявший меня сотрудник.

Я назвал цифру. И, заглянув в глаза собеседнику, понял: дела мои неважные.

— Ничем не можем вам помочь, — произнес он.

И посоветовал проехать в офис другой организации. Я отправился по указанному адресу с предчувствием неприятностей. И оно меня не обмануло. Все сидячие места (и стоячие, впрочем, тоже) в «предбаннике» были уже заняты. Поинтересовался, кто последний за ОСАГО, мне ответили: вон список, записывайтесь. Передо мной – несколько десятков фамилий. Внеся свою, набрался терпения и решил ждать. После часа ожидания, увидев, как за это время из дверей, за которыми оформляли страховые полисы, вышел только один радостный человек, не выдержал, решил уехать. Очередь на всякий случай сдал. На выходе увидел крупными буквами надпись: вы можете обращаться к нашим агентам, и телефоны. Дай, думаю, позвоню. Ответили: приезжайте. С надеждой отправился на выезд из Таганрога, где под зданием ГИБДД расположились «будки» страховщиков. Здесь меня поймал молодой человек, и вкрадчиво спросил: «Что нужно?». Объяснил ему, за чем приехал. Он повел в свою «будку». Но там назвали за ОСАГО такую цену, что я выскочил, как ошпаренный. И поехал, смирившись, обратно в тот же офис, сказав себе: сяду и буду ждать до тех пор, пока не получу страховой полис. Вы не поверите: мне пришлось отмучиться в очереди шесть часов! И только почти перед самым закрытием попал на прием, и успел-таки оформить нужный мне документ!

Такого «глубокого удовлетворения» я еще никогда не испытывал – это без шуток. Ехал и думал: слава богу, у меня теперь целый год свободы впереди, и не придется сталкиваться с этой замечательной сферой услуг, которая ничуть не улучшилась с советских времен. Но вышло иначе: столкнуться пришлось еще раз. Этой весной очереди возле страховой компании выросли уже в несколько раз, и в Таганроге дошло до того, что появились одиночные пикеты. Об этом уже писала «Таганрогская правда», но я тоже стал невольным свидетелем. На плакатах: «Отменить принудительное ОСАГО!», «Прекратить издевательство!». Поинтересовался у автовладельцев, что происходит, и выяснилось: сфера страховых услуг стала работать «еще лучше». Теперь очереди выросли до сотен человек, люди стоят чуть ли не сутками. И никто ничего якобы не может сделать: ни правоохранители, ни власти.

А в чем, собственно, проблема? Мне доходчиво это разъяснил сотрудник одной из страховых компаний. Оказывается, созданы такие условия, что частным страховым агентствам просто невыгодно заниматься этим ОСАГО. Вот они и увиливают всеми возможными способами. Или пытаются навязать дополнительные услуги. Если же клиенты не соглашаются, то остается одно: часами, а то и сутками стоять в очередях.
Главное здесь что: чувство безысходности. Нигде больше, как в тех местах, где сталкиваешься с монополистами, ты не чувствуешь себя столь беспомощным. Куда идти, к кому обращаться? До твоих проблем никому абсолютно нет дела. Монополия, одним словом…

Сергей Вахонин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *